Почему кадровый дефицит стал главной проблемой российской экономики

В ЦБ считают, что решить ее может увеличение производительности труда
Андрей Гордеев / Ведомости

Экономика России почти полностью задействовала имеющиеся трудовые ресурсы и осталась «без свободных рук», заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина на совместном заседании комитетов Госдумы, представляя Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на будущую трехлетку. Она отметила, что основным фактором, сдерживающим дальнейший рост экономики, является не столько нехватка денег, сколько кадровый голод. Особенно остро, по ее словам, эту проблему ощущают отрасли, которые уже «перешагнули докризисный уровень», такие как, например, машиностроение и химическая промышленность.

Уровень безработицы в России находится на отметке 3% с июля текущего года. Это рекордно низкий показатель за всю историю наблюдений с 1991 г. Аномально низкий уровень безработицы тормозит экономику страны, заявил министр экономического развития Максим Решетников в сентябре. Министр отметил, что дефицит кадров – и количественный, и качественный – является «серьезным системным вызовом».

Дефицит на рынке труда сохраняется, из-за чего бизнес вынужден поддерживать высокие темпы роста заработных плат, разрабатывать программы подготовки и переподготовки кадров, следует из доклада регулятора «Региональная экономика» за сентябрь.

Нехватка рабочей силы усилилась во многих отраслях, но наиболее остро проблему дефицита кадров продолжают испытывать предприятия обрабатывающих производств, сельского хозяйства, водоснабжения, транспортировки и хранения, следует из Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2024–2026 гг.

Кадровый дефицит несет в себе дополнительные проинфляционные риски, подчеркнула Набиуллина. Борьба предприятий за работников приводит к повышению заработных плат, которое опережает рост производительности. Если все дополнительные доходы граждан будут отправлены на потребление, то это выльется не в рост потребления, а в рост цен на товары и услуги, отметила глава ЦБ.

В последнем докладе о денежно-кредитной политике (ДКП) также довольно значительное место уделяется проблеме дефицита кадров. В этом регулярно публикуемом документе ЦБ разъясняет, как и почему меняется ДКП, в данном конкретном случае – чем оправданы решения резко повысить ключевую ставку и чего ждать в будущем. Рост ВВП в III квартале сложился выше ожиданий, причем его основным драйвером выступил инвестиционный спрос, который во многом подпитывался бюджетными расходами, говорится в докладе. Инвестиционному спросу сопутствовал потребительский, который был вызван ростом зарплат, возникшим на фоне дефицита кадров, в совокупности это давало компаниям возможность переносить растущие издержки в конечные цены, следует из документа. С нехваткой персонала столкнулись две трети компаний из опроса ЦБ. Чтобы удержать или привлечь сотрудников, компании повышают зарплаты, после чего неизбежно вновь повышают цены, чтобы компенсировать расходы на повышение зарплат, говорится в докладе.

«Из-за того что растущий спрос невозможно сразу удовлетворить расширением производства, он не ведет к увеличению потребления, а лишь выливается в рост цен. Чтобы не допустить раскручивания инфляционной спирали, нам нужно поддерживать более высокие ставки в экономике», – объясняет ЦБ свои действия.

Почему возник дефицит

Спрос на труд в первом полугодии 2023 г. заметно вырос из-за расширения замещающих производств и увеличения госзаказа, на этом фоне незначительный рост численности рабочей силы привел к усилению дефицита кадров, указывает ЦБ в докладе «Региональная экономика».

Предпосылки для дефицита кадров формировались давно – старение населения естественным образом приводит к сокращению рабочей силы, говорит экономист, автор Telegram-канала «Твердые цифры» Родион Латыпов. Ситуация, по его мнению, обострилась в 2022 г. из-за миграционного оттока населения и перетока рабочей силы в сектор «госуправление и обеспечение военной безопасности». С сентября по декабрь 2022 г. общее число занятых в экономике в целом снизилось на 0,5 млн человек, а в секторе «госуправление и обеспечение военной безопасности» – выросло примерно на те же 0,5 млн, поясняет он.

Рынок труда сейчас находится в циклических разрывах между спросом и итогами профессиональной подготовки, отметил «Ведомостям» проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Это оборотная сторона так называемой структурной безработицы. «Когда качество рабочей силы не удовлетворяет требованиям, предъявляемым со стороны работодателей, – по квалификации или локации рабочего места, – возникают такие разрывы между спросом и предложением на рынке труда», – говорит Сафонов. Экономике «достаточно резко» потребовалось кратно больше специалистов в промышленном производстве, но подготовить высококвалифицированные кадры за такой короткий срок невозможно, поясняет эксперт.

Как можно решить проблему нехватки кадров

Для роста российской экономики, который не сопровождался бы зеркальным ростом инфляции, предприятиям необходимо повышать производительность труда, считает Набиуллина. Подобные предложения звучали и ранее. Создать систему повышения производительности труда поручил президент России Владимир Путин на встрече с главой Минпромторга Денисом Мантуровым в августе.

Повышение производительности труда должно стать главной целью российских производителей, соглашается Сафонов. При этом высокая ключевая ставка становится главным препятствием для ее достижения. Закупить оборудование под тот кредит, который готовы выдавать банки, – это «из области фантастики», уверен эксперт.

Радикально повысить производительность труда можно только через инвестиции, соглашается директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. По его мнению, необходимо соблюдать баланс между инвестиционной деятельностью и обеспечением финансовой стабильности в экономике. При текущем уровне ключевой ставки осуществление инвестиций затруднено, отмечает он.

Быстро решить проблему квалификационного голода не удастся, уверен Широв. Правительству, по его мнению, необходимо определить потребность в кадрах на перспективу и продолжить совершенствование системы профессиональной переподготовки.

Из-за неравномерного распределения разницы между предложением труда и спросом на него по регионам дефицит кадров можно сгладить путем увеличения межрегиональной мобильности рабочей силы. Для этого можно, например, институционализировать аренду жилья и снизить бюрократическую нагрузку при переезде, считает Латыпов. Еще одной мерой может стать привлечение на рынок труда тех, кто может работать, но по тем или иным причинам не входит в рабочую силу, говорит эксперт. Росстат оценивает их число в 15 млн человек – это около 20% от рабочей силы.

В России есть значительный кадровый резерв – это работники, занятые низкоквалифицированным трудом, часть из которых может повышать свои профессиональные навыки и занимать вакантные места в производстве, говорит Широв. Их доля составляет порядка 30% от всех работающих граждан, отмечает он.

Возможным решением проблемы кадрового голода, по мнению Cафонова, может стать расширение географии притока иностранной рабочей силы, например привлечение трудовых ресурсов из Индии.