Как прошла встреча президента с крупным бизнесом

Путину рассказали о страхах по поводу итогов приватизации и предложили повысить налоги
Бизнес готов стать для страны надежным финансовым тылом, рассказал на встрече с президентом глава РСПП Александр Шохин (на дальнем плане)/ Максим Блинов / РИА Новости

В среду, 15 ноября, видные российские бизнесмены собрались в офисе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) на Котельнической набережной. Там их ждал автобус, на котором им организованной группой предстояло добраться до резиденции в Ново-Огареве для встречи с Владимиром Путиным. Отдельным представителям деловой элиты, впрочем, разрешили приехать на личном транспорте. Разговор президента с бизнесом начался поздно вечером – в районе десяти – и продлился почти до полуночи.

Состав участников в этот раз был шире, чем обычно, оценил один из источников «Ведомостей»: около 80 человек, включая высокопоставленных чиновников (помощник президента Максим Орешкин, первый вице-премьер Андрей Белоусов, министр экономического развития Максим Решетников и др.). По традиции на встрече присутствовали члены бюро РСПП, включая бывших – значительная часть бизнесменов вышла из объединения после включения его в санкционный список США. В целом же позицию крупнейшего частного бизнеса представил президент РСПП Александр Шохин. Также в разговоре участвовали руководители крупнейших госкомпаний и банков: гендиректоры РЖД Олег Белозеров и «Камаза» Сергей Когогин, предправления «Сбера» Герман Греф и др.

Некоторые детали встречи «Ведомостям» рассказали два источника, близких к бизнесменам – участникам встречи, федеральный чиновник и близкий к правительству собеседник.

Что волнует бизнес

Среди всех вопросов, которые обсуждались, по словам собеседников «Ведомостей», можно выделить два наиболее волновавших деловое сообщество. Первый – это опасения по поводу пересмотра итогов приватизации. Бизнес не может спокойно реагировать на тенденции, которые складываются в экономике, объяснил один из собеседников. Количество крупных компаний, которые национализировали за последние 1,5 года, он назвал пугающим. По его словам, все понимают контекст и нюансы каждого случая, но тенденция, которая пока развивается скорее по нарастающей, «не может не беспокоить».

Второй вопрос – это стабильность фискальной нагрузки. Шохин обозначил готовность бизнеса к повышению налоговой нагрузки в обмен на долгосрочную предсказуемость налоговой политики, говорит собеседник, знакомый с фабулой его доклада. В частности, в РСПП предложили повысить ставку налога на прибыль, но в обмен на предоставление инвестиционных вычетов и гарантии неизменности нагрузки по другим налогам, таможенным пошлинам, тарифам естественных монополий и т. д.

Кроме этого главу государства попросили учесть при формировании налоговой политики так называемые кросс-отраслевые инвестиции, уточнил один из собеседников. То есть разрешить вкладывать доходы (например, полученные в виде дивидендов) от одних видов бизнеса в развитие других отраслей.

Еще один вопрос касался донастройки режима специальных административных районов, в частности обеспечения неразглашения информации о резидентах и их результатах, а также сохранения ряда преференций для тех, кто только начинает перенос бизнеса из-за границы.

Аплодисменты в финале

Опасения бизнеса по поводу пересмотра итогов приватизации, по словам высокопоставленного федерального чиновника, представители власти попытались полностью рассеять. Предложение по повышению налога на прибыль в обмен на инвествычеты и стабильность также было услышано, говорит другой собеседник. Бизнес ждет поручений президента по итогам встречи. У предпринимателей не осталось ощущения, что будет легко, но разговор завершился аплодисментами, поделился один из участников.

Днем 16 ноября пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ходе традиционного брифинга с журналистами подтвердил, что накануне прошла встреча президента с представителями крупного бизнеса. «Обстоятельный разговор был. Собственно, ряд вопросов были сформулированы по линии РСПП. Были разные выступления. И бизнес выступал, и представители экономического блока правительства выступали», – сообщил он. По словам Пескова, речь шла о возможных шагах по совершенствованию инвестиционной привлекательности экономики, по созданию конкурентоспособных условий для завершения процесса перевода в российскую юрисдикцию компаний. Он добавил, что подавляющее большинство предпринимателей, которые принимали участие в совещании, так или иначе испытали незаконные действия по отношению к своим активам за рубежом. Поэтому сейчас ведется работа, чтобы бизнес не сталкивался с проблемами при переводе в Россию компаний, «вкладывал зарабатываемые деньги здесь, у себя на родине».

В ответ на вопросы «Ведомостей» Песков сообщил, что дополнительных комментариев не предполагается. «Нам нечего добавить к тому, что мы уже сообщили об этой встрече. Каких-либо других комментариев нет», – заявил он.

Честный подход

В целом как модель работы налога на прибыль, так и варианты инвестиционного стимулирования в России уже существуют, напомнила партнер Б1 Марина Белякова. Пересмотр ставки налога на прибыль возможен и это даст бо́льшую предсказуемость, чем изъятия через «разовые» инструменты, такие как налог на сверхприбыль, полагает она. Однако надо понимать, что текущие дополнительные изъятия могут быть вызваны сложившейся обстановкой и повышенными расходами бюджета, поэтому спасет ли рост ставки от новых чрезвычайных налогов – большой вопрос, сомневается эксперт, тем более что поступления от налога на прибыль не основные в структуре бюджета (по данным Казначейства, налог на прибыль дал около 10% доходов консолидированного бюджета за 2022 г. – «Ведомости»). В России введены новые экспортные пошлины, которым нужны донастройка и дифференциация, а также гарантии неповышения, напомнила Белякова. Что касается стимулирования инвестиционной деятельности, такая задача не нова и тут важно работать над расширением инвестиционного вычета, эффективности его работы, при этом неэффективные режимы, конечно, должны перенастраиваться, резюмировала эксперт.

Инициативы, направленные на повышение доходной части бюджета, неизбежно будут появляться, согласился руководитель департамента налогового и юридического консультирования Kept Михаил Орлов. В таких условиях было бы более честно увеличить ставку по налогу на прибыль, возможно, на временной основе, при этом дать гарантии, что практика выискивания оснований для отказа в применении той или иной льготы или учета тех или иных расходов будет ограничена, добавил он. До 2009 г. ставка налога на прибыль составляла 24% и всех в целом это устраивало, напомнил Орлов. Сейчас можно было бы вернуть ее к такому уровню – это точно лучше креативных механизмов типа изъятия сверхприбыли задним числом, заключил он.

В подготовке статьи участвовала Елена Мухаметшина