Morgan Stanley представил базовый, «медвежий» и «бычий» сценарии для экономики ЕС

Все три предполагают близкое к стагнации состояние в 2024–2025 годах
В Morgan Stanley полагают, что Европа сталкивается с сильными демографическими сложностями, и это ключевой фактор, ограничивающий потенциальный рост/ KIRILL KUDRYAVTSEV / AFP

Еврозона в следующие два года перейдет в состояние, близкое к стагнации, следует из доклада о состоянии европейской экономики Morgan Stanley. В Morgan Stanley представили три варианта развития ситуации. Рост ВВП еврозоны в зависимости от сценария составит от 0 до 1,1% в 2024 г. и от 0,6 до 1,6% в 2025 г., оценивают в финансовой корпорации. «Ключевой момент прогноза – низкий потенциал роста в Европе. Редко когда такое заключение может считаться хорошими новостями», – признают в Morgan Stanley. Положительный момент лишь в том, что «диагноз ясен», следует из доклада. Европа сталкивается с сильными демографическими сложностями, и это ключевой фактор, ограничивающий потенциальный рост. Впрочем, в ближайшие два года экономика еврозоны будет зависеть не столько от демографической или миграционной политики, сколько от того, как сложится ситуация в Китае и США, пишут аналитики.

Базовый, «медвежий», «бычий»

В рамках базового сценария эксперты ожидают, что на фоне жесткой ДКП, которая давит на инвестактивность, ВВП еврозоны покажет увеличение на 0,5% в 2024 г. и на 1% в 2025 г. Сдерживать рост будут слабые демографические показатели и издержки от перехода на чистую энергетику. На этом фоне инфляция покажет стремительное сокращение: в 2024 г. она составит 2,4%, в 2025 г. – 2%. Соответственно, уже в 2024 г. ЕЦБ начнет цикл понижения ставок – но не раньше июня, так как регулятор продолжит наблюдать за ситуацией в экономике. Как ожидают в Morgan Stanley, если в июне 2024 г. регулятор начнет цикл смягчения политики с шагом по 25 б. п., уже к сентябрю 2025 г. депозитная ставка ЕЦБ достигнет 2%.

Во втором – «медвежьем» – сценарии эксперты закладывают существенное замедление экономики Китая. Они ожидают, что шок на рынке недвижимости КНР нанесет болезненный удар по ВВП, что выразится в снижении инвестиционной активности и сокращении товарооборота с Европой. Сложности с торговлей, которые возникнут у еврозоны, будут удерживать ее экономический рост: в 2024 г. он будет нулевым, после чего немного восстановится до 0,6% в 2025 г. При этом инфляция будет замедляться значительно быстрее: до 1,7% в 2024 г. и до 1,6% в 2025 г. – ниже таргета в 2%. В таком случае ЕЦБ будет снижать ставки более агрессивно: в июле 2024 г. – сразу на 50 б. п., уже к марту 2025 г. депозитная ставка достигнет 2%, к сентябрю 2025 г. – 1,25%.

В третьем, или «бычьем», сценарии ВВП еврозоны эксперты Morgan Stanley связывают с экономикой США. Сильные показатели потребительской и инвестиционной активности в США будут означать для еврозоны разгон инфляции, которая составит 2,6% по итогам 2024 г. и 2,5% в 2025 г. ЕЦБ при этом придется повышать ставки: депозитная достигнет 4,5% в сентябре 2024 г., а к 2025 г. сократится до 3,75%. ВВП при этом будет расти быстрее: 1,1% в 2024 г. и 1,6% в 2025 г.

Наиболее вероятный сценарий

Базовый сценарий Morgan Stanley выглядит наиболее близким к реальности, хотя конкретные параметры могут несколько отличаться в худшую сторону, считает первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. Хотя у Европы есть шансы избежать рецессии, рост по итогам 2023 г. может оказаться еще ниже, чем представленные в этом сценарии 0,4%, учитывая спад ВВП еврозоны по итогам III квартала, инфляция же в 2024 г., судя по последним комментариям ЕЦБ, вероятнее, может оказаться ближе к 3%, чем к 2%, рассуждает он. Соответственно, ставки, скорее всего, начнут снижать лишь в III квартале 2024 г., инфляция может оказаться даже выше в случае шоков на энергетических рынках – например, при эскалации на Ближнем Востоке, полагает эксперт. Возможность повышения ставок ЕЦБ тем не менее представляется крайне маловероятной – это привело бы к реализации и без того весьма высоких рецессионных рисков, добавляет Копейкин.

Ставки ЕЦБ

ЕЦБ поднял все три процентные ставки на 0,25 п. п. по итогам последнего заседания 14 сентября, что стало десятым подряд повышением с июля 2022 г. Ставка по основным операциям финансирования достигла 4,5%, ставка по депозитам увеличилась до 4%, ставка по маржинальным кредитам – до 4,75%, это уровни кризиса доткомов 2000–2001 гг.

И демография, и высокие издержки проводимой политики в области энергетики будут ограничивать рост европейской экономики в средне- и долгосрочной перспективе, соглашается он. При этом дополнительные риски для восстановления экспорта действительно есть, но не столько из-за некоего гипотетического кризиса в Китае, сколько из-за ширящихся взаимных ограничений на торговлю и инвестиции между западными странами и КНР, подчеркивает эксперт. Одновременно конкурентоспособность части европейской экономики остается под давлением из-за отказа от российских энергоносителей, добавляет он.

Рост американской экономики вопреки жесткой риторике ФРС кажется чем-то из области фантастики, оценивает Копейкин. В США уже растет просрочка по кредитным картам и потребительским кредитам, розничные продажи в октябре снизились, на фоне замедления инфляции это говорит о том, что рост американской экономики не продолжится, поэтому стимула со стороны США ВВП и инфляция еврозоны не получат, заключает он.

Наиболее реалистичным выглядит сценарий с замедлением экономики Китая, считает старший преподаватель департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Ксения Бондаренко. На фоне проблем в строительном секторе, демографических вызовов и оттока прямых иностранных инвестиций растут риски того, что спрос на европейский экспорт в КНР будет подавленным, что замедлит рост Европы, отмечает она. Ставки ЕЦБ будут во многом зависеть от политики ФРС США: долговая нагрузка в стране продолжает расти, а первые макроиндикаторы говорят о замедлении экономики – это может привести к тому, что ФРС начнет цикл снижения ставок раньше и ЕЦБ последует за ней, поясняет она. Тем не менее рост бюджетных расходов США будет усиливать инфляцию и она будет частично экспортироваться в европейские страны, добавляет Бондаренко.

Наиболее спорный пункт в базовом сценарии Morgan Stanley – стремительное сокращение инфляции в еврозоне, указывает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. Более вероятно, что при отсутствии глубокой рецессии инфляция грозит перерасти в хроническую и это связано не только с высокой стоимостью энергоносителей и затянувшимся энергопереходом, но и с необходимостью монетарного стимулирования, вливания дополнительной ликвидности для избежания долгового кризиса, поясняет он. Достижение таргета по инфляции в 2% в следующем и в 2025 г. маловероятно, оценивает он. Это делает более вероятным третий сценарий, заключает Миронюк.

Пик снижения ВВП придется на конец 2023-го – начало 2024 г., европейская рецессия, возможно, началась уже несколько месяцев назад, считает эксперт. В 2024 г. рост проявится, но будет скорректирован из-за инфляции и высоких ставок, он также будет гораздо скромнее, чем 2,6% в третьем сценарии, полагает Миронюк.