56 регионов потеряли 300 млрд рублей из-за отмены режима для групп компаний

27 субъектов оказались в плюсе на ту же сумму
Для 56 регионов отмена режима консолидированных групп налогоплательщиков привела к снижению выплат налога на прибыль на 281,2 млрд руб., подсчитала Счетная палата/ Андрей Гордеев / Ведомости

Из-за отмены режима консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) – принципа уплаты налогов крупнейшими российскими холдингами 56 российских регионов потеряли доходы. Об этом говорится в оперативном докладе Счетной палаты (СП) о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов за девять месяцев. 27 субъектов оказались в плюсе, сообщили аудиторы. На доходы остальных регионов отмена КГН не повлияла, следует из доклада. Режим был нужен для того, чтобы не допустить несправедливого распределения налогов между субъектами. Благодаря ему власти пытались избежать перетока денег с территорий, где создается товар или услуга (например, нефтеносных российских провинций), в регионы регистрации штаб-квартир или пониженных ставок.

Для 56 пострадавших регионов отмена КГН привела к снижению выплат налога на прибыль на 281,2 млрд руб., говорится в докладе. Примерно на ту же сумму увеличились платежи в бюджеты субъектов, которые оказались в плюсе благодаря ликвидации этого режима, поскольку общая величина поступлений от групп компаний год к году практически не изменилась, следует из доклада. КГН за восемь месяцев 2023 г. перечислили в консолидированный бюджет России 882,7 млрд руб. – на 0,7% меньше аналогичного показателя 2022 г.

Сильнее всего пострадали Санкт-Петербург, республики Коми, Мордовия и Татарстан, Ставропольский край, Астраханская и Архангельская области. Наибольший урон отмена КГН нанесла бюджету Санкт-Петербурга. Доходы города от выплаты налога на прибыль сократились более чем втрое – на 138,3 млрд руб.

Главными бенефициарами отмены КГН стали Москва и Ханты-Мансийский автономный округ, следует из доклада. В столице поступления увеличились на 111,3 млрд руб., или на 42,2%, в ХМАО – на 72,7 млрд, или на 27,6%, подсчитали аудиторы.

Налог на прибыль организаций достаточно волатилен и зависит от большого количества внешних факторов, сообщил «Ведомостям» представитель СП. Прекращение действия КГН лишь частично повлияло на снижение поступлений данного налога в тех 56 регионах, которые зафиксировали выпадающие доходы, обратил он внимание. Среди других важных факторов – высокая база поступлений 2022 г. и ситуация на внешнем рынке энергоресурсов (снижение цены нефти и нефтепродуктов).

В форме КГН до 2023 г. были объединены 16 холдингов, большинство из которых представляли нефтегазодобывающий сектор. Консолидированно платили налоги «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», X5 Group, «Транснефть», «Атомэнергопром», «Татнефть», «Новатэк», НЛМК, «Евраз», «Норникель», «Северсталь», «Мегафон» и «Мечел».

Во время действия режима КГН доходы от таких объединений распределялись между субъектами в зависимости от доли среднесписочной численности сотрудников (или доли в фонде оплаты труда) и остаточной стоимости основных средств. С января 2023 г., когда институт прекратил существование, Минфин ввел переходный налоговый режим для бывших участников КГН, чтобы регионы, которые выигрывали от этого режима, успели подготовиться к потере части доходов.

В 2023–2025 гг. власти предусмотрели частичную централизацию поступлений от ликвидированных КГН с последующим распределением по регионам. Норматив каждого субъекта рассчитывается исходя из средней доли платежей бывших участников объединений в его бюджет за последние три года. В 2023 г. так будет распределяться 80% прибыли от компаний, ранее входивших в КГН, в 2024 г. – 60%, в 2025 г. – 40%.

Переходный период

В целом режим КГН, хотя и создавался с благими целями, фактически приносил бюджетной системе России убытки. На это неоднократно обращали внимание в СП. Например, в 2016 г. КГН перечислили в консолидированные бюджеты регионов 297,8 млрд руб. – это в 2 раза меньше поступлений от тех же компаний в 2011 г., когда режим еще не действовал, отмечали аудиторы.

Режим КГН решили отменить, потому что за высокой выручкой крупного участника объединения холдинги пытались спрятать убытки других членов группы и тем самым уменьшить общий платеж по налогу на прибыль, напомнил доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Алексей Дюжов.

Пока режим КГН действовал, поступления в бюджеты регионов действительно были меньше из-за «схлопывания» доходов и убытков, соглашается руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Раньше те участники группы, которые получали прибыль, платили полный налог, а убыточные были от него освобождены. После введения КГН доходы стали суммироваться с убытками и налогооблагаемая база уменьшилась, объяснил эксперт.

С появлением этого режима распределение доходов от крупных холдингов по регионам сильно изменилось и с 2013 по 2022 г. шла борьба между губернаторами, чьи субъекты получали допдоходы от КГН, и теми, кто потерял часть поступлений, добавил руководитель департамента налогового и юридического консультирования Kept Михаил Орлов. Одни выступали за сохранение режима, вторые – за его отмену. «Судя по всему, победила вторая группа губернаторов, которая не хотела делиться с регионами, где находились менее прибыльные участники КГН», – сказал эксперт.

Налоговая перестройка

С учетом введенных Минфином мер функционирование КГН применительно к бюджетам субъектов фактически будет продолжаться, отметил представитель СП. В связи с этим объяснить существенный переток поступлений налога на прибыль организаций между регионами, выявленный в докладе аудиторов, можно только реальными показателями прибыли каждого из бывших участников КГН, считает Дюжов.

Других результатов для бюджетов трудно было ожидать, говорит Зарипов. Хотя налоговые условия для холдингов, которые раньше представляли собой КГН, в 2023 г. изменились незначительно, следует учитывать, что почти все их головные компании зарегистрированы в Москве и часть поступлений стала переходить в столицу. Увеличение платежей по налогу на прибыль в ХМАО объясняется тем, что там зарегистрировано много нефтяных компаний. В остальных регионах, доходы которых от бывших участников КГН резко выросли от отмены режима, в абсолютных показателях прирост небольшой – скорее всего, дело в эффекте низкой базы, заключил Зарипов.

Групповой режим

Институт КГН работал с 2012 по 2022 г. Он позволял отдельным участникам одной бизнес-группы суммировать прибыли и убытки от результатов деятельности каждого из них и платить налог как одна организация, а сделки, заключенные между ними, не являлись предметом контроля за трансфертным ценообразованием. С одной стороны, режим запускался для того, чтобы компании могли оптимизировать уплату налогов и снизить издержки на комплаенс, с другой – чтобы достичь более справедливого и равномерного распределения доходов от деятельности групп между регионами, в частности снизить концентрацию налогов в Москве и Санкт-Петербурге, где располагались штаб-квартиры крупных холдингов. Чтобы объединиться в КГН, группа должна была иметь выручку за год не менее 100 млрд руб., а размер чистых активов должен был составлять более 300 млрд руб. С 2016 г. власти запретили создавать новые объединения и расширять действующие, а в 2018 г. был принят закон о ликвидации этого института с 2023 г.

Доля Москвы в поступлениях от предприятий, ранее состоявших в КГН, выросла на 19 п. п. за 10 месяцев 2023 г. к аналогичному периоду прошлого года, ХМАО – на 9,8 п. п., а Санкт-Петербурга – снизилась на 16 п. п., оценила старший директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова.

Но причина снижения поступлений в одних регионах и роста в других в том числе заключается в изменении налоговой базы, а не только в перераспределении поступлений, добавляет она. На динамике доходов от бывших КГН отразилась и база прошлого года, и снижение цен в текущем году, и изменение валютного курса.

Важную роль в снижении поступлений от распавшихся КГН в некоторых регионах сыграло влияние западных санкций, уточнила руководитель группы суверенных рейтингов агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских. В частности, этот фактор повлиял на доходы Санкт-Петербурга и Республики Коми.

Для регионов, бюджеты которых пострадали от отмены КГН, должны быть предусмотрены межбюджетные трансферты на выравнивание, чтобы нивелировать образовавшуюся брешь, считает член комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Александр Шендерюк-Жидков. В целом от отмены КГН консолидированный бюджет России только выиграл, так как увеличилась облагаемая величина прибыли, за счет того что убытки отдельных участников КГН ее больше не уменьшают, отметил он.

Наиболее существенное перераспределение доходов от крупных бизнес-групп между субъектами впереди, считают эксперты. Однако после окончания переходного периода и полной отмены КГН проблема неравномерного поступления налога на прибыль никуда не денется. СП уже обращала внимание Минфина на необходимость выработки механизмов, которые позволят контролировать трансфертное ценообразование, не допуская снижения поступлений налогов в одних регионах в пользу других, заявил ее представитель. Новый механизм должен учитывать равные налоговые права каждого из участников холдинга, считает Дюжов. Кроме того, необходимо обеспечить полную прозрачность и постоянный контроль за процессами определения налоговой базы и расчета суммы налога на прибыль организаций.