Бизнес попросил освободить малые НПЗ от заградительной пошлины

Минэнерго анализирует ситуацию и может изменить критерии
nznp.ru

Бизнес попросил освободить малые и средние нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) мощностью менее 1 млн т в год от уплаты заградительной пошлины на вывоз нефтепродуктов в 50 000 руб./т. Эти предприятия ориентированы исключительно на экспорт, а новый сбор ограничивает или полностью закрывает для них возможность работы на внешних рынках. Об этом говорится в письме председателя «Деловой России» Алексея Репика вице-премьеру Александру Новаку. Документ есть у «Ведомостей», он был направлен в правительство 30 ноября.

Прошлогоднее постановление правительства № 2403 об установлении размера заградительной пошлины предполагало освобождение от ее уплаты всех производителей нефтепродуктов – сбор вводился только для тех, кто покупает топливо на рынке для последующей продажи за рубеж. Но в октябрьском документе (постановление № 1637), которым размер пошлины увеличен с 20 000 до 50 000 руб./т, кабмин изменил подход – от этого обязательства избавили только крупные НПЗ, пояснил «Ведомостям» представитель «Деловой России» (ДР). Небольшие заводы, занимающиеся переработкой нефтяного сырья или прямогонного бензина (сырья для химической промышленности) в количестве менее 1 млн т или 0,5 млн т соответственно, остались в перечне плательщиков сбора. Как отмечалось в пресс-релизе правительства, мера введена для предотвращения возможного серого экспорта после снятия действующих ограничений на вывоз топлива за пределы страны.

Одной из причин введения заградительной пошлины для малых и средних НПЗ является подозрение правительства, что под видом нетоварных продуктов они вывозят за рубеж классовое топливо, указано в письме. Но таможенные органы располагают всеми необходимыми ресурсами для проверки экспортируемых нефтепродуктов и исключения подобных фактов и такое предположение несправедливо, утверждает Репик в письме. Добросовестные предприятия «могут отчитаться о каждой закупленной тонне нефти», равно как и о полученных из нее нефтепродуктах, и в случае необходимости готовы к дополнительному контролю.

Между тем малые и средние НПЗ в силу недостаточности мощностей не получают демпфера, а потому лишены возможности конкурировать за внутреннего потребителя с более крупными предприятиями, указано в письме. Такое положение заставляет их работать исключительно на экспорт – они производят так называемые нетоварные нефтепродукты для вывоза в дружественные страны. Поскольку небольшие НПЗ не продают свою продукцию на внутреннем рынке, их деятельность не оказывает влияния на цены «товарных» бензинов и дизеля в России, говорится в документе.

Ущерб для бюджета

Принятые октябрьским постановлением меры исключили для небольших заводов возможность экспорта и реализации инвестпроектов по переработке нефтяного сырья, говорится в письме. По предварительной оценке, потенциальный ущерб для бюджета от приостановки или сокращения ими своей деятельности превысит 90 млрд руб. в год, считают в объединении. Речь идет о недополученных налоговых отчислениях на всех этапах – от производителя сырья до переработчика. «Полагаем, что проблема носит системный характер и количество пострадавших предприятий, а также сфер хозяйственной деятельности, которых введенные пошлины коснулись, значительно больше», – отметил представитель ДР. На сегодняшний день известно о пяти предприятиях, которые столкнулись с такими проблемами, их суммарная мощность составляет около 2 млн т, пояснил представитель объединения.

Дополнительные трудности для НПЗ создает тот факт, что заградительные пошлины были введены без переходного периода, указано в письме. Из-за этого под новый сбор попали уже отгруженные нефтепродукты, помещенные под процедуру экспорта по временным таможенным декларациям, но еще не вывезенные с территории ЕАЭС. Предприятия были вынуждены возвращать такие партии в хранилища и нести связанные с этим убытки, поскольку они оказались меньше, чем потери от уплаты пошлины, пишет Репик. Кроме этого на складах таких экспортеров остались нефтепродукты на десятки миллиардов рублей – часть из них производилась из сырья, купленного на кредитные средства. Эти деньги предприятия обязаны будут в ближайшее время вернуть, хотя продукцию так и не удалось продать за рубеж ввиду новых таможенных правил.

Минэнерго прорабатывает все предложения организаций по совершенствованию критериев по заградительной пошлине, сообщил «Ведомостям» представитель пресс-службы Минэнерго. После проведения всестороннего анализа при необходимости министерство выйдет с инициативой по изменению постановления, указал собеседник, добавив, что приоритетом остается насыщение внутреннего рынка моторным топливом.

«Ведомости» направили запрос в Минфин и правительство.

Попали под раздачу

Мини-НПЗ действительно играют невысокую роль в производстве автомобильного топлива и нефтепродуктов в целом, рассказал независимый эксперт в сфере ТЭК Кирилл Родионов. По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), за девять месяцев 2023 г. на их долю пришлось 2,2% производства бензина (210 000 т), 1,4% выпуска дизеля (903 000 т) и 3,5% производства прямогонного бензина (71 000 т), уточнил эксперт. «Это не те объемы, которые при перенаправлении на экспорт могут всерьез привести к дефициту на внутреннем рынке», – сказал он.

В октябре малые и средние переработчики просто попали под раздачу, считает Родионов. При возвращении к старым параметрам демпфера – с сентября выплаты уполовинили, но уже с октября их вернули в прежнем объеме – и смягчении барьеров на вывоз дизеля регуляторам «для баланса» требовалось оставить в силе хоть какие-то ограничения на экспорт. При этом у небольших НПЗ в отличие от трейдеров есть собственные производственные мощности, поэтому отследить их деятельность проще, уточнил эксперт.

Как власти боролись с серым экспортом нефтепродуктов

Весной 2023 г. в РФ начали расти оптовые цены на моторное топливо – все лето стоимость бензина и дизеля на СПбМТСБ обновляла рекорды. Главную причину такой динамики власти усмотрели в так называемом сером экспорте. Его механизм заключается в том, что участники рынка покупают на внутреннем рынке нефтепродукты, производителям которых был уплачен демпфер, и продают за рубеж по более высоким ценам. Меры по борьбе с серым экспортом и снижению цен на топливо обсуждались все летние месяцы. Среди возможных ограничений обсуждались создание списка экспортеров нефтепродуктов, лицензирование вывоза топлива и введение заградительной пошлины на экспорт в $250/т. В итоге правительство выбрало крайние меры: 21 сентября экспорт бензина и дизеля был полностью запрещен. Когда цены на бирже стабилизировались, запрет был снят, но ограничения остались в виде заградительной пошлины в 50 000 руб/т.

Заградительные пошлины для заводов мощностью менее 1 млн т носят преимущественно фискальный характер и являются одним из источников компенсации выпадающих доходов бюджета от возврата к выплате демпфера в полном объеме, отметила директор департамента налогового и юридического консультирования Kept Олеся Никифорова. Кроме того, такая мера может быть одним из инструментов переориентирования НПЗ на реализацию на внутренний рынок. Но этот процесс требует привлечения значительных вложений в модернизацию производственных мощностей и невозможен без расширения мер господдержки.

Пошлины как для мини-НПЗ, так и для трейдеров следует отменить, уверен Родионов. Рост цен, происходивший на рынке в августе – сентябре 2023 г., был связан не с нехваткой выпускаемого топлива, а с проблемами с его доставкой железнодорожным транспортом (из-за резкого роста нагрузки на сеть РЖД) и низкой конкуренцией среди производителей, полагает эксперт. По его словам, решить их можно только за счет резкого повышения нормативов биржевых продаж – например, с 15% для бензина и с 12,5% для дизеля до 50% и 33% соответственно. Это усилит конкуренцию на бирже и, как следствие, приведет к снижению цен сначала в опте, а затем в рознице.

В подготовке статьи участвовала Дарья Савенкова