Бизнес раскритиковал законопроект о штрафах за непродажу валюты

Но депутаты вряд ли пойдут на концептуальные изменения документа, считают эксперты
РСПП попросил депутатов привлечь бизнес к детальной проработке законопроекта о штрафах за непродажу экспортной валютной выручки/ Дмитрий Астахов / ТАСС

Крупный бизнес попросил депутатов изменить законопроект о введении штрафов за непродажу валютной выручки экспортерами, который прошел первое чтение в конце ноября. Замечания к документу приведены в письме президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина руководителю комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павлу Крашенинникову (этот комитет курирует рассмотрение проекта поправок). Документ, отправленный 7 декабря, есть у «Ведомостей». Источник, близкий к объединению, подтвердил факт отправки письма.

Законопроект предполагает штрафы за уклонение от продажи валюты для должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб., для юрлиц – от 3/4 до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке. Отдельная ответственность за невыполнение требований по продаже валюты нужна для контроля за их соблюдением на практике, указано в пояснительной записке.

РСПП предложил депутатам отказаться от введения отдельного состава правонарушения. Во-первых, санкции за отказ от продажи экспортной выручки уже предусмотрены ст. 15.25 КоАПа, посвященной нарушениям валютного законодательства. Во-вторых, указ президента от 11 октября, которым было введено требование, носит временный характер, тогда как предлагаемая новая норма по штрафам в КоАПе будет постоянной.

Если законопроект будет принят без учета замечаний, некоторые экспортеры будут поставлены в заведомо неравное положение по сравнению с другими участниками внешнеэкономической деятельности не только в части повышенных обязательств по репатриации валюты, но и в части ответственности, пишет Шохин. Такая ситуация может привести к дальнейшему сокращению экспорта и, как следствие, уменьшению доходов бюджета и самих компаний. РСПП попросил привлечь его представителей к «детальной проработке» законопроекта в Госдуме.

На данном этапе в части вопросов обязательной продажи валюты доработка законопроекта не требуется, заявил «Ведомостям» представитель Минфина. Рисков для бюджета от его принятия в текущем виде не просматривается – аналогичная норма уже действовала в России ранее (до 2013 г. такие же штрафы за непродажу выручки предусматривались ч. 3 ст. 15.25 КоАПа. – «Ведомости»).

Отдельный состав ответственности за нарушение обязательной продажи необходим в связи с принятием соответствующего указа президента, добавили в ведомстве. 

«Ведомости» направили запрос Крашенинникову.

Что предлагает бизнес

Если решение о поправках в кодекс все же будет принято, законопроект нужно существенно доработать, так как в текущей версии он создает избыточные риски для добросовестных экспортеров, указано в письме. РСПП предлагает следующие корректировки.

  • Установить штраф в фиксированном размере, а не кратном сумме выручки. Сейчас проект предусматривает штраф в размере 75–100% от непроданной выручки. Строгость наказания неоправданно высока, особенно с учетом того, что оно назначается не только за непродажу выручки, но и за несоблюдение порядка этой процедуры, говорится в письме. В РСПП напомнили, что за валютные нарушения аналогичного характера закон предусматривает гораздо более мягкое наказание (штраф в размере до 30% суммы валютной выручки). 

  • Предусмотреть дифференцированный подход к наказанию исходя из объективных факторов (продолжительность просрочки исполнения требования, вид товара, валюта контракта и т. д.). В частности, перед высшей мерой наказания можно выносить предупреждение и назначать штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ. Нарушения требований по обязательной продаже выручки зачастую совершаются не по вине экспортеров, а из-за действий третьих лиц, например покупателей продукции, допустивших просрочку оплаты, или банков, осуществляющих длительные переводы в условиях санкционного комплаенса, указано в письме. 

  • Ввести отсрочку в применении санкции, в случае если валютная выручка была продана, но с некоторым нарушением срока (период отсрочки может быть от пяти дней).

  • Не придавать новой норме по штрафам обратную силу. Авторы проекта предлагают наказывать компании за нарушения, допущенные не только после вступления поправок к КоАПу в силу, но и за весь период с 11 октября 2023 г. (в этот день был издан указ президента, который обязал компании продавать валютную выручку). Такая мера вступает в прямое противоречие с положениями ст. 54 Конституции РФ и ст. 1.7 КоАПа (предполагает, что при назначении санкции действуют нормы закона на момент совершения правонарушения), отметили в РСПП. На этот недочет в своем отзыве на законопроект ранее уже указывало правительство, писали «Ведомости» 20 ноября. 

Кроме того, в письме предлагается продлить мораторий на привлечение к административной ответственности за ряд нарушений валютного законодательства, если они вызваны санкциями (он действует до конца 2023 г.). Распространить действие моратория на 2024–2025 гг. правительству и ЦБ поручил президент России Владимир Путин в ходе ПМЭФ-2023.

В духе времени

На фоне кампании по либерализации валютного законодательства в 2018–2021 гг. у бизнеса сформировались устойчивые ожидания, связанные с тем, что вся ответственность за профильные нарушения будет представлена в виде некой прогрессивной сетки, где выделена система смягчающих и отягчающих обстоятельств, а сами штрафы варьируются от суммы и существенности нарушения, заявил руководитель практики валютного и AML-комплаенса Kept Антон Руднев. Однако сейчас экономические обстоятельства изменились и на первый план для властей выходит необходимость подкрепить введенные президентом специальные меры по контролю за валютным рынком и стабилизации курса, отметил он.

Во время действия предыдущего президентского указа о продаже валютной выручки (с февраля по июнь 2022 г.) нарушение этого требования квалифицировали по ст. 15.25 КоАПа, т. е. как операцию, совершенную с нарушением валютных требований, рассказал советник комплаенс-направления юридической фирмы Vegas Lex Илья Шенгелия. Ответственность для экспортеров по этой статье была дифференцированной – штраф для компании в размере от 20 до 40% суммы незаконной валютной операции и столько же для должностных лиц (во втором случае размер штрафа не более 30 000 руб.). Предлагаемая парламентариями норма КоАПа предусматривает значительно более суровое наказание, отмечает юрист. Это говорит о том, что законодатель стремится выделить ответственность за уклонение от продажи валюты в отдельный состав с учетом его повышенной значимости в текущих экономических реалиях.

Хотя авторы проекта предлагают, по сути, восстановить норму, действовавшую до 2013 г., следует помнить, что изначально она вводилась в иной экономической и внешнеполитической обстановке, указывает Шенгелия. Ответственность за нарушение должна учитывать текущие реалии и интересы делового сообщества. В частности, следует подумать над разделением ответственности за неисполнение обязанности и за ее исполнение с нарушением порядка. В каждом из этих случаев экономические последствия и общественная опасность будут совершенно разными, считает он. Что касается инициативы о придании новым штрафам обратной силы, правовое управление аппарата Госдумы в своем заключении уже обратило внимание на то, что она не может не согласовываться с нормами КоАПа.

Депутаты, рассмотрев законопроект в первом чтении, уже концептуально одобрили его в предложенной редакции, констатирует доцент кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Высшей школы права РЭУ им. Плеханова Юрий Жариков. В дальнейшем речь будет идти об уточнении отдельных положений. В частности, будет решен вопрос о целесообразности придания новой норме обратной силы и об органах, уполномоченных назначать штрафы. Если законодатели решат сохранить ретроспективное действие новых штрафов, в дальнейшем экспортеры смогут доказать неконституционность этой нормы через подачу соответствующего иска в Конституционный суд, отметил управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.