Бизнес раскритиковал законопроект о штрафах за непродажу валюты
Но депутаты вряд ли пойдут на концептуальные изменения документа, считают экспертыКрупный бизнес попросил депутатов изменить законопроект о введении штрафов за непродажу валютной выручки экспортерами, который прошел первое чтение в конце ноября. Замечания к документу приведены в письме президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина руководителю комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павлу Крашенинникову (этот комитет курирует рассмотрение проекта поправок). Документ, отправленный 7 декабря, есть у «Ведомостей». Источник, близкий к объединению, подтвердил факт отправки письма.
Законопроект предполагает штрафы за уклонение от продажи валюты для должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб., для юрлиц – от 3/4 до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке. Отдельная ответственность за невыполнение требований по продаже валюты нужна для контроля за их соблюдением на практике, указано в пояснительной записке.
РСПП предложил депутатам отказаться от введения отдельного состава правонарушения. Во-первых, санкции за отказ от продажи экспортной выручки уже предусмотрены ст. 15.25 КоАПа, посвященной нарушениям валютного законодательства. Во-вторых, указ президента от 11 октября, которым было введено требование, носит временный характер, тогда как предлагаемая новая норма по штрафам в КоАПе будет постоянной.
Если законопроект будет принят без учета замечаний, некоторые экспортеры будут поставлены в заведомо неравное положение по сравнению с другими участниками внешнеэкономической деятельности не только в части повышенных обязательств по репатриации валюты, но и в части ответственности, пишет Шохин. Такая ситуация может привести к дальнейшему сокращению экспорта и, как следствие, уменьшению доходов бюджета и самих компаний. РСПП попросил привлечь его представителей к «детальной проработке» законопроекта в Госдуме.
На данном этапе в части вопросов обязательной продажи валюты доработка законопроекта не требуется, заявил «Ведомостям» представитель Минфина. Рисков для бюджета от его принятия в текущем виде не просматривается – аналогичная норма уже действовала в России ранее (до 2013 г. такие же штрафы за непродажу выручки предусматривались ч. 3 ст. 15.25 КоАПа. – «Ведомости»).
Отдельный состав ответственности за нарушение обязательной продажи необходим в связи с принятием соответствующего указа президента, добавили в ведомстве.
«Ведомости» направили запрос Крашенинникову.
Что предлагает бизнес
Если решение о поправках в кодекс все же будет принято, законопроект нужно существенно доработать, так как в текущей версии он создает избыточные риски для добросовестных экспортеров, указано в письме. РСПП предлагает следующие корректировки.
Установить штраф в фиксированном размере, а не кратном сумме выручки. Сейчас проект предусматривает штраф в размере 75–100% от непроданной выручки. Строгость наказания неоправданно высока, особенно с учетом того, что оно назначается не только за непродажу выручки, но и за несоблюдение порядка этой процедуры, говорится в письме. В РСПП напомнили, что за валютные нарушения аналогичного характера закон предусматривает гораздо более мягкое наказание (штраф в размере до 30% суммы валютной выручки).
Предусмотреть дифференцированный подход к наказанию исходя из объективных факторов (продолжительность просрочки исполнения требования, вид товара, валюта контракта и т. д.). В частности, перед высшей мерой наказания можно выносить предупреждение и назначать штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ. Нарушения требований по обязательной продаже выручки зачастую совершаются не по вине экспортеров, а из-за действий третьих лиц, например покупателей продукции, допустивших просрочку оплаты, или банков, осуществляющих длительные переводы в условиях санкционного комплаенса, указано в письме.
Ввести отсрочку в применении санкции, в случае если валютная выручка была продана, но с некоторым нарушением срока (период отсрочки может быть от пяти дней).
Не придавать новой норме по штрафам обратную силу. Авторы проекта предлагают наказывать компании за нарушения, допущенные не только после вступления поправок к КоАПу в силу, но и за весь период с 11 октября 2023 г. (в этот день был издан указ президента, который обязал компании продавать валютную выручку). Такая мера вступает в прямое противоречие с положениями ст. 54 Конституции РФ и ст. 1.7 КоАПа (предполагает, что при назначении санкции действуют нормы закона на момент совершения правонарушения), отметили в РСПП. На этот недочет в своем отзыве на законопроект ранее уже указывало правительство, писали «Ведомости» 20 ноября.
Кроме того, в письме предлагается продлить мораторий на привлечение к административной ответственности за ряд нарушений валютного законодательства, если они вызваны санкциями (он действует до конца 2023 г.). Распространить действие моратория на 2024–2025 гг. правительству и ЦБ поручил президент России Владимир Путин в ходе ПМЭФ-2023.
В духе времени
На фоне кампании по либерализации валютного законодательства в 2018–2021 гг. у бизнеса сформировались устойчивые ожидания, связанные с тем, что вся ответственность за профильные нарушения будет представлена в виде некой прогрессивной сетки, где выделена система смягчающих и отягчающих обстоятельств, а сами штрафы варьируются от суммы и существенности нарушения, заявил руководитель практики валютного и AML-комплаенса Kept Антон Руднев. Однако сейчас экономические обстоятельства изменились и на первый план для властей выходит необходимость подкрепить введенные президентом специальные меры по контролю за валютным рынком и стабилизации курса, отметил он.
Во время действия предыдущего президентского указа о продаже валютной выручки (с февраля по июнь 2022 г.) нарушение этого требования квалифицировали по ст. 15.25 КоАПа, т. е. как операцию, совершенную с нарушением валютных требований, рассказал советник комплаенс-направления юридической фирмы Vegas Lex Илья Шенгелия. Ответственность для экспортеров по этой статье была дифференцированной – штраф для компании в размере от 20 до 40% суммы незаконной валютной операции и столько же для должностных лиц (во втором случае размер штрафа не более 30 000 руб.). Предлагаемая парламентариями норма КоАПа предусматривает значительно более суровое наказание, отмечает юрист. Это говорит о том, что законодатель стремится выделить ответственность за уклонение от продажи валюты в отдельный состав с учетом его повышенной значимости в текущих экономических реалиях.
Хотя авторы проекта предлагают, по сути, восстановить норму, действовавшую до 2013 г., следует помнить, что изначально она вводилась в иной экономической и внешнеполитической обстановке, указывает Шенгелия. Ответственность за нарушение должна учитывать текущие реалии и интересы делового сообщества. В частности, следует подумать над разделением ответственности за неисполнение обязанности и за ее исполнение с нарушением порядка. В каждом из этих случаев экономические последствия и общественная опасность будут совершенно разными, считает он. Что касается инициативы о придании новым штрафам обратной силы, правовое управление аппарата Госдумы в своем заключении уже обратило внимание на то, что она не может не согласовываться с нормами КоАПа.
Депутаты, рассмотрев законопроект в первом чтении, уже концептуально одобрили его в предложенной редакции, констатирует доцент кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Высшей школы права РЭУ им. Плеханова Юрий Жариков. В дальнейшем речь будет идти об уточнении отдельных положений. В частности, будет решен вопрос о целесообразности придания новой норме обратной силы и об органах, уполномоченных назначать штрафы. Если законодатели решат сохранить ретроспективное действие новых штрафов, в дальнейшем экспортеры смогут доказать неконституционность этой нормы через подачу соответствующего иска в Конституционный суд, отметил управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.