В Минэке положительно оценили итоги климатического саммита для страны

Россия отстояла справедливые формулировки, несмотря на то что страны Запада продавливали более жесткие
DOMINIKA ZARZYCKA / NurPhoto via AFP

Россия смогла добиться признания газа как «переходного топлива» для снижения выбросов при обеспечении энергетической безопасности. Это важное и справедливое решение для развивающихся стран, не имеющих доступа к дорогим безуглеродным технологиям. Об этом сообщил журналистам первый замминистра экономического развития Илья Торосов на брифинге, посвященном прошедшей в Дубае 28-й сессии климатической конференции ООН (СОР28). По его словам, основным результатом стал пакет решений, названный «Консенсус ОАЭ».

Россия считает, что по итогам конференции ООН по изменению климата было принято «сбалансированное и комфортное» для страны соглашение, указал первый замминистра. «Несмотря на то что страны коллективного Запада традиционно продавливали жесткие формулировки, настаивая на полном отказе от ископаемого топлива, российской стороне удалось отстоять справедливые формулировки», – сказал Торосов. При этом он отметил важность признания на СОР28 роли переходного топлива (газ) для снижения выбросов при обеспечении энергетической безопасности. Он уверен, что это «позитивный сдвиг от погони за амбициозными целями к реалистичному исполнению обязательств».

Кроме того, была признана важность атомной генерации, водорода и технологий улавливания и хранения углерода, что можно расценить как «официальное закрепление принципа технической нейтральности на площадке Парижского соглашения», рассказал Торосов.

Еще одним существенным пунктом принятого соглашения он назвал положение о недопустимости под предлогом борьбы с изменением климата односторонних мер, препятствующих международной торговле.

Между тем, несмотря на общий положительный результат конференции, не во всех областях получилось добиться прогресса, к примеру в работе над рыночными механизмами сотрудничества в рамках Парижского соглашения, признал Торосов. Он объяснил это «неконструктивной позицией» ряда стран, в том числе ЕС.

Парижское соглашение по климату было принято в декабре 2015 г. с целью снизить объемы парниковых выбросов и удержать прирост глобальной температуры ниже 2 градусов по Цельсию. Для России соглашение вступило в силу в ноябре 2019 г. В октябре 2021 г. Россия утвердила стратегию социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов. Документ предполагал, что к 2050 г. нетто-выбросы парниковых газов должны сократиться до 630 млн т, а к 2060 г. президент Владимир Путин поручил прийти к полной углеродной нейтральности.

По целевому сценарию стратегии Россия должна обеспечить конкурентоспособность и устойчивый экономический рост в условиях глобального энергоперехода. Этот сценарий предполагает рост неэнергетического экспорта (до 4,4% ежегодно), рост инвестиций в основной капитал (3,7% ежегодно), стабильный рост реальных располагаемых доходов (на 2,5% ежегодно). Также ожидается умеренное падение энергетического экспорта с 2030 г., в том числе за счет переориентации на продукцию высокого передела и реализации мер по повышению конкурентоспособности российского энергетического экспорта на внешних рынках.

В феврале 2023 г. Торосов заявил о пересмотре стратегии с учетом санкций – принятие ее плана перенесли.

В ноябре прошлого года эксперты ИНП РАН признали, что санкции ограничили возможности России по сокращению выбросов парниковых газов. По их выводам, страна не сможет реализовать часть мероприятий по декарбонизации экономики из-за введенных ограничений. Эмиссия выбросов CO2 снизится к 2050 г. до 1,119 млрд т вместо запланированных 630 млн т CO2. Таким образом, потенциал России по сокращению выбросов парниковых газов сократится примерно вдвое. Центр устойчивого развития института ВЭБа подсчитал, что в условиях санкций потребуется 46,9 трлн руб. для декарбонизации.