В правительстве договорились об исключениях из курсовой пошлины

Они начнут действовать со второй половины января 2024 года
Евгений Разумный / Ведомости

Правительственная подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию вывела из-под действия курсовых экспортных пошлин ряд товаров, зависимых от импорта ключевых компонентов, и некоторые виды высокотехнологичной продукции. Планируется, что исключения вступят в силу во второй половине января 2024 г. Об этом сообщил «Ведомостям» источник, близкий к правительству. Информацию подтвердили в секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова.

Пошлинами перестанут облагать лекарственные средства и фармацевтические субстанции, химическую продукцию, металлические бытовые изделия, некоторые промышленные инструменты (в том числе для бурения и прессования), пастилу, зефир, соевый белковый протеин и некоторые другие товары.

Этот перечень по итогам консультаций с бизнесом согласовали Минэкономразвития, Минпромторг и Минсельхоз. Минэку предстоит подготовить соответствующее постановление правительства. Основными целями изъятий является поддержание привлекательности экспортных поставок и сохранение приемлемого уровня рентабельности компаний, сообщил источник. «Предложения были сформированы на основе консультаций с бизнесом с целью поддержания привлекательности экспортных поставок и сохранения приемлемого уровня рентабельности компаний. Диалог с российскими экспортерами на эту тему будет продолжен», – подчеркнула директор департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Лилия Щур-Труханович.

Экспортная пошлина, привязанная к курсу рубля, заработала с 1 октября, ее действие продлится до конца 2024 г. Сбор составляет 4% от таможенной стоимости товара при среднем значении курса от 80 до 85 руб./$, 4,5% – при курсе 85–90 руб./$, 5,5% – при курсе 90–95 руб./$. Максимальная ставка – 7% – устанавливается для экспортеров при курсе более 95 руб./$. Для удобрений пошлина составляет до 10% в зависимости от курса рубля.

В октябре и ноябре экспортеры платили сбор в 7%, так как стоимость доллара была выше 95 руб. В декабре на фоне укрепления рубля пошлину снизили до 5,5%, сообщала Щур-Труханович. Курс доллара начал снижаться после введения обязательства по продаже экспортной выручки с середины октября. По состоянию на 18.59 18 декабря доллар на Мосбирже стоил 90,06 руб.

При введении нового сбора из-под его действия были исключены товары, на которые уже установлены пошлины отдельными постановлениями правительства: нефть, газ, нефтепродукты, зерновые культуры, масло подсолнечное и подсолнечный шрот. Также из-под нее вывели отдельные товарные группы с кодами ТН ВЭД 02 (мясо и пищевые мясные субпродукты), 11 (мука и крупы), 30 (фармацевтическая продукция), 44 (древесина и изделия из нее), 49 (книги, газеты и другие изделия полиграфии), 61–65 (одежда, текстильные изделия, обувь), 84–85 (машины, оборудование), 86–89 (наземный и железнодорожный транспорт, летательные аппараты, суда и лодки), 93 (оружие и боеприпасы), 94–96 (разные промышленные товары). Для продукции горнодобывающего сектора, черной и цветной металлургии, драгметаллов, угля и удобрений пошлины действуют.

В октябре первый заместитель министра промышленности и торговли России Василий Осьмаков заявил, что в правительстве прорабатывают вопрос о возможном освобождении ряда других экспортеров от уплаты нового сбора. По его словам, Минэкономразвития разработало специальную форму, где компании, желающие вывести свою продукцию из-под действия пошлины, должны будут указать необходимую информацию о своей деятельности. Осьмаков предупреждал, что отбор будет очень строгим и обсуждение всех заявок будет вестись на заседаниях подкомиссии.

С момента введения пошлины ФТС уже получила от компаний 117 млрд руб., сообщил врио главы ведомства Руслан Давыдов. Это небольшая нагрузка на бизнес – на фоне общих налоговых поступлений в 2023 г. сумма, собранная через новую пошлину, незначительная, отметил он. Плановое задание ФТС на текущий год составляет 6,46 трлн руб. В бюджете на 2024–2026 гг. заложены ежемесячные поступления от этой пошлины в 50 млрд руб., а в целом за 2023–2024 гг. она должна принести в казну 755,3 млрд руб.

Нагрузка на бизнес

Важно, что мнения экспортеров услышаны и промышленная политика отражает интересы бизнеса, отметила проректор по научной работе Всероссийской академии внешней торговли Наталья Волчкова. Пошлину сняли с тех товаров, где ее применять нецелесообразно. В первую очередь речь идет о тех случаях, когда продукция имеют высокую импортную составляющую или дополнительный сбор угрожает рентабельности производителя.

Две основные цели введения новой пошлины – стабилизация цен на внутреннем рынке и изъятие курсовой «ренты» (когда доходность экспортных операций существенно превышает доходность внутренних), объяснил директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Сейчас из-под действия пошлины вывели те группы товаров, которые в достаточном объеме присутствуют внутри страны. Еще до введения механизма власти предупреждали, что будут корректировать его в соответствии с тем, как наполняются отдельные товарные рынки, напомнил эксперт.

Кроме того, правительству важно отслеживать влияние пошлины на деятельность предприятий, чтобы не перегнуть палку и не получить негативный эффект для всей экономики, при котором компании не получают доходы или замораживают свои инвестпроекты, добавил он. «Последствия такой ситуации могут быть еще хуже, чем ценовые всплески на внутреннем рынке», – пояснил эксперт. После введения экспортных пошлин многие компании приостановили свои инвестпроекты, «потому что очень существенно поменялась фискальная нагрузка», заявил председатель РСПП Александр Шохин на форуме РБК «Новая экономика».

Список исключений очень разнородный, в каждом случае анализировалась экономика конкретного предприятия, рассказала главный экономист по России «Ренессанс капитала» Софья Донец. Пошлина ориентирована в первую очередь на сбор избыточной маржи, генерируемой слабым курсом, поэтому из перечня убрали часть товаров, где маржа низкая, – есть риск переноса пошлины в цены для внутреннего потребителя. Другие виды продукции исключили из-за небольшого размера рынка, понимая, что это «не нанесет ущерб собираемости».