Как Россия и Китай будут диверсифицировать сотрудничество

Страны вышли на новый тип отношений между мировыми державами
Максим Стулов / Ведомости

В нынешних геополитических условиях отношения России и Китая прошли проверку на прочность и демонстрируют высокую степень устойчивости, заявил премьер-министр Михаил Мишустин в ходе 28-й регулярной встречи глав правительств двух стран в Пекине. По его словам, у обоих государств совпадают подходы к принципиальным вопросам мирового современного порядка и международным проблемам.

Дальнейшее укрепление отношений отвечает долгосрочным интересам обеих сторон, подчеркнул Мишустин. Этот тезис поддержал его визави – премьер Госсовета КНР Ли Цян. «В условиях тектонических перемен современного мира китайско-российские отношения способны выдержать испытания международной турбулентностью», – отметил Ли Цян. По его словам, страны демонстрируют «образец нового типа отношений между мировыми державами, характеризующихся взаимоуважением, мирным сосуществованием и обоюдным выигрышем».

В этот раз Пекин и Москву роднили также климатические условия – накануне в китайской столице впервые за несколько лет выпал снег, а температура опустилась ниже 13 градусов мороза.

В ходе встречи с премьером Госсовета КНР Мишустин заявил о необходимости вывести торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество России и Китая на более высокий уровень. Нужно «обеспечить новое качество взаимного товарооборота за счет диверсификации его структур», указал российский премьер. В частности, Россия готова наращивать поставки сельхозпродукции и приветствует «решение Госсовета КНР по облегчению допуска товаров российского аграрного сектора на китайский рынок». Поступательно увеличиваются и объемы российского энергетического экспорта в Китай, прорабатываются новые масштабные инициативы в этой сфере, добавил Мишустин. По словам российского премьера, перспективным можно назвать и транспортно-логистическое направление. «Здесь наблюдается очень хорошая динамика, существенно увеличились грузоперевозки через пункты пропуска, восстанавливается пассажирское сообщение», – указал он. Большой потенциал Россия видит в высокотехнологичных отраслях, включая и цифровые решения, космос, науку, технику, инновации, добавил Мишустин.

Для достижения договоренностей по широкому спектру направлений в составе российской делегации в КНР прибыли в том числе первый вице-премьер Андрей Белоусов, вице-премьеры Татьяна Голикова, Александр Новак и Дмитрий Чернышенко, вице-премьер – полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Максим Решетников, министр транспорта Виталий Савельев. Бизнес-сообщество представляли глава «Росатома» Алексей Лихачев и руководитель «Новатэка» Леонид Михельсон.

Направления кооперации

С начала года взаимная торговля стран увеличилась почти на треть, отметил Мишустин. Причем более 90% расчетов осуществляется в национальных валютах, что говорит о практически полной дедолларизации экономических связей. Страны досрочно выполнили задачу, поставленную лидерами стран по увеличению двустороннего товарооборота ($200 млрд в год), указал Мишустин. По словам премьер-министра, Россия и Китай укрепляют взаимодействие в рамках многосторонних международных объединений – в ООН, G20, ШОС. Широкие перспективы открываются и в связи с расширением БРИКС и председательством России в этом объединении в следующем году, добавил премьер.

По итогам встречи стороны подписали протоколы в сфере гуманитарного, инвестиционного, энергетического, таможенного и антимонопольного сотрудничества, а также документы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (требования к поставкам из России зерна и свинины).

Для достижения планов по наращиванию торгового оборота между Россией и Китаем до $300 млрд к 2030 г. необходимо «усложнение экономических и инвестиционных связей», сообщил журналистам министр экономического развития. Потенциал роста связан с увеличением оборота сельхозпродукции, отметил Решетников, добавив, что речь идет об экспорте мясной продукции, мороженой рыбы, зерновых, растительных масел, кондитерских изделий и др. По оценке Минэка, до 2030 г. потенциал поставок продукции АПК составит $11 млрд. Экспорт леса и пиломатериалов (вспоминаем броши с березками) не обсуждался.

Более $200 млрд

составит товарооборот России и Китая в этом году, прогнозировал Владимир Путин на прямой линии «Итоги года с Владимиром Путиным»

Кроме того, наращивание торговли простимулирует рост инвестиций Китая в добычу полезных ископаемых и их дальнейшую переработку, а также в газохимическое производство, указал глава Минэка. Россия заинтересована в кооперации выпуска сложной машиностроительной продукции, в первую очередь в автомобилестроении, отметил министр, добавив, что многие заводы связывают дальнейшее развитие с привлечением китайских инвесторов. «И мы здесь заинтересованы в максимальной локализации, не просто в поставках машинных комплектов. И мы честно говорим, что мы будем защищать наш рынок. И чтобы китайские компании заходили, им надо быть готовыми к инвестициям», – подчеркнул он.

В ходе российско-китайского финансового диалога, прошедшего днем ранее, было выпущено совместное заявление, в котором стороны условились улучшать координацию макроэкономической политики и укреплять сотрудничество в финансовой сфере. Министерства финансов двух стран также договорились углублять взаимодействие для борьбы с рисками, связанными с фрагментацией мировой экономики.

Импульс отношений

Для нас сейчас «более чем справедливо взаимодействие с Китаем в силу и географического, и политического положения» – последние полтора года этим отношениям придан импульс, говорит руководитель реального направления ЦМАКП Владимир Сальников. По его словам, Китай заместил значительную часть импорта, в том числе оборудования. «Риски зависимости тут есть, но мы не единственные, кто сейчас зависит от Китая, – Европа тоже», – признает Сальников.

Причиной развития связей между Россией и Китаем можно назвать не только взаимную заинтересованность, но и общемировые внешние факторы, которые подталкивают страны держаться вместе, отмечает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Екатерина Новикова. Сейчас мы становимся свидетелями фрагментации мировой экономики, по сути, на два больших союза – БРИКС и G7, которые будут пытаться привлечь на свою сторону все остальные страны, указывает она.

По мнению Сальникова, в АПК «есть потенциал для повышения производительности труда», так как Россия переходит на поставки товаров более высокой степени обработки. У России действительно есть потенциал в области агропромышленного сектора, согласна Новикова. Страна начала экспортировать в Китай большое количество мяса, в первую очередь свинины. При этом объемы производства свинины резко возросли – в дополнение к Китаю Россия поставляет свинину и во Вьетнам, находясь на 1-м месте среди всех поставщиков мяса в стране.

«Для Китая сотрудничество с Россией – это в первую очередь дешевые природные ресурсы и потребительский рынок, что для нас важно понимать и не допускать тех же самых ошибок, которые были совершены в сотрудничестве с Европой», – указывает Новикова. Вопрос доступа к недрам действительно чувствительный, но здесь «мы справедливо осторожничаем», поясняет Сальников, добавив, что пока нет «какого-то огульного прихода» китайской стороны в эту сферу, хотя прошло почти два года в новых условиях.

Товарооборот выходит на новый уровень – Россия заняла 4-е место среди партнеров Китая с перспективой занять второе по объему взаимного торгового оборота в ближайшие годы, отметил заместитель директора ИПНБ РАНХиГС Валерий Смирнов. Большой объем наших поставок в Китай в этом году по-прежнему приходился на природные ресурсы. Но, глядя с перспективой, мы понимаем, что эти объемы не могут расти с той же скоростью, как это происходило в последние годы. Ожидаем, что в следующем году рост товарооборота (в первую очередь со стороны России) будет достигнут за счет товаров с высокой добавленной стоимостью – т. е. товаров, произведенных на территории нашей страны, говорит Смирнов.

В России достаточно много компаний, которые заинтересованы в китайском рынке, добавил эксперт РАНХиГС Сергей Маргулис. Но есть некоторые сложности, главная из которых заключается в том, что мы в любом случае на китайском рынке будем сталкиваться с серьезной конкуренцией, констатировал он. Получить там большие преимущества мы не можем, поскольку на текущий момент российские производители не в состоянии полностью удовлетворить потребности Китая во многих продуктах АПК. Сейчас наша задача – просто закрепиться на этом рынке, резюмировал Маргулис.