Эксперты увидели обратную зависимость доходов семей и решения о рождении ребенка

По их мнению, отказ от работы в пользу рождения ребенка можно считать упущенной выгодой
Артем Геодакян / ТАСС

Высокий среднедушевой доход отрицательно влияет на решение о рождении ребенка, т. е. с ростом благосостояния вероятность наличия детей в семье снижается. К такому выводу пришли эксперты ВШЭ в исследовании «Благосостояние и наличие детей в молодых семьях: оценка взаимосвязи». По их оценкам, это объясняется тем, что супруги с относительно высоким заработком теряют больше по сравнению с бедными семьями, так как затраченное ими время на работу оценивается выше.

Последние годы в России снижается рождаемость, а «реализуемые меры поддержки семьи и детства уже несколько лет не дают желаемого эффекта», отмечается в исследовании. В связи с этим авторы решили с помощью логистической (вероятностной) модели выяснить зависимость материального состояния семей от наличия детей. В качестве факторов, определяющих материальные условия жизни, они использовали доходы домохозяйств в целом и отдельных членов семьи, социальные выплаты, затраты времени на работу, наличие земли, жилищные условия и размер населенного пункта проживания.

В исследовании поясняется, что отказ от работы в пользу рождения ребенка можно считать упущенной выгодой из-за потери дохода. Дети являются «инвестиционным благом», поэтому желание их завести, как правило, имеет обратную зависимость с издержками семьи и прямую – с доходами, указано исследователями. Но из-за того что для большинства семей зарплата – это основной источник средств для существования, то ее рост увеличивает стоимость содержания ребенка. Более обеспеченные супруги теряют больше менее обеспеченных, так как их время ценится дороже, пришли к выводу авторы.

Этот тезис подтверждается тем, что роль женщин в формировании доходов семьи возрастает – при отсутствии детей женщины были основным кор­мильцем в каждой пятой семье. Поскольку рождение детей вынуждает большинство женщин уйти с рынка труда или сократить рабочее время, то это снижает их фактические заработки.

Сокращение участия женщин в рабочей силе настолько критично, что без социальной поддержки семей с детьми родители не смогли бы обеспечить потребление на близком к привычному (до рождения ребенка) уровне, признают авторы.

Какие факторы важны

При исключении фактора доходов эксперты приходят к выводу, что самые важные аргументы при принятии решения завести детей – наличие земельного участка, социальные пособия и собственное жилье, установили эксперты. Согласно исследованию, дети были у 76% молодых семей, про­живающих отдельно от родственников, и только у 57% про­живающих с другими взрослыми. Наличие у женщины высшего образования, наоборот, снижает вероятность рождения детей, утверждается в документе.

Отдельно сделан вывод, что состоятельные семьи больше рожают в городах-миллионниках, а бедные, наоборот, в мелких населенных пунктах. Например, бедных семей с детьми в населенных пунктах до 50 000 человек – 58,1%, а в мегаполисах – всего 5,8%. Семей с детьми с высокими доходами в городах-миллионниках – 21,4%, а в мелких населенных пунктах – 9,9%. При этом у бедных семей с детьми в мелких населенных пунктах чаще есть свое хозяйство, чем у богатых. Для всех доходных групп молодых семей дополнительный заработок после рождения детей не имеет большого значения.

Исследование проводилось на основе данных о доходах уже после рождения ребенка, поясняет один из авторов исследования – главный эксперт Центра экономических измерений и статистики НИУ ВШЭ Сергей Кузин. Поэтому данные могут «размываться», так как после рождения детей среднедушевые доходы семьи снижаются (заработок родителей делится на всех членов семьи).

Рациональные дилеммы

Полученные выводы не вполне возможно распространить на общую ситуацию с рождаемостью, поскольку средний возраст рождения (первого и последующих детей) растет без снижения общей рождаемости, а авторы изучают поведение лишь семей до 25 лет, отмечает главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. По его словам, это связано с ростом уровня образования и снижением числа ранних беременностей.

Методология

Эксперты проводили оценку на основе выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах 2021 г. с охватом 60 000 домашних хозяйств по России (данные Росстата). Было опрошено 3362 молодые семьи: 719 – без детей и 2643 – с детьми. Молодой семьей признается супружеская пара с детьми и без детей, где возраст каждого из супругов составляет до 25 лет (данные репрезентативны для семей более старшего возраста).

Кроме того, наличие ребенка в семье снижает средний доход на душу в домохозяйстве – в результате мы приходим к ситуации, в которой не уровень дохода влияет на рождение, а, наоборот, появление детей на уровень благосостояния, указывает Исаков. Источник данных, которые используют эксперты, не дает возможности оценить влияние уровня дохода до рождения, считает он. В целом эксперт согласен, что в России рождаемость тесно связана с «рациональными экономическими дилеммами».

Нельзя связывать доход семьи с желанием рожать детей, главные обстоятельства, препятствующие рождению, – это «желание получить хорошее образование и построить карьеру», говорит экономист и профессор Финансового университета Александр Сафонов. То есть здесь можно говорить о некоем целеполагании семей и женщины в частности, из-за которого снижается рождаемость вторых и последующих детей, уточняет эксперт. Кроме того, привычка к более комфортной жизни смещает ориентиры семей в сферу «без детей». Сафонов привел в пример богатые американские семьи, которые воспитывают большое количество детей, в том числе приемных.

Исаков полагает, что как мера повышения рождаемости хорошо себя зарекомендовал материнский капитал. Хотя в последние годы его эффективность снизилась по нескольких факторам – его размер отстал от роста стоимости нового жилья, а перенос его на первого ребенка снизил стимулы для вторых и последующих рождений, признает эксперт. Таким образом, Исаков полагает, что самой эффективной мерой стимулирования рождаемости было бы повышение маткапитала на второго ребенка до 1 000 000 руб. и на третьего до 1 500 000 с последующей привязкой к цене 1 кв. м первичного жилья.

Сафонов признает, что собственное жилье является неким «якорем», поэтому для повышения рождаемости нужно давать в собственность или в социальный наем квартиры при рождении вторых и последующих детей.