Минцифры предложило новую схему взаимодействия госорганов с бизнесом

Все запросы и ответы хотят объединить на «Госуслугах»
Хранение сведений на одном ресурсе существенно упростит доступ бизнеса к госуслугам/ Максим Стулов / Ведомости

Минцифры подготовило новую схему взаимодействия бизнеса с органами власти. Она предполагает, что все официальные запросы государства компаниям и ответы на них будут проводиться через портал госуслуг. Новый алгоритм ведомство направило на согласование в деловые объединения, следует из письма директора департамента Минцифры Сергея Сергиенко (есть у «Ведомостей») «Деловой России», «Опоре России» и Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП).

Представитель Минцифры подтвердил, что министерство готовит совместно с Росстатом механизм, который позволит избежать дублирования информации при запросе сведений органов государственной власти у бизнеса. Сейчас проводится предпроектная проработка такого механизма, поэтому говорить о новой схеме взаимодействия пока рано, указал он. Поручение исключить дублирующие запросы для бизнеса давал президент России Владимир Путин в апреле 2022 г. по итогам встречи с членами «Деловой России».

Представители «Деловой России» и «Опоры России» подтвердили получение письма. «Ведомости» отправили запрос в РСПП.

Новая схема предполагает, что запрос госоргана будет формироваться в личном кабинете по шаблону из специального справочника, сообщил источник, знакомый с предложением. Все сведения и ответы компаний, которые передавались в органы власти, будут заполняться и храниться на платформе «Гостех» в специально созданном хранилище, указал он. Если в нем уже есть отчет о предоставлении этих сведений, то он автоматически будет выгружаться для ответа на запрос, т. е. будет происходить «переиспользование данных». Также будут переадресовываться сведения из других информационных систем органов власти, в которые ранее передавали аналогичные данные. В случае если запрашиваемые сведения «новые», то организации придет уведомление о необходимости их предоставления по специальной форме в личном кабинете.

«Деловая Россия» поддержала предложенный подход, сообщил представитель объединения. Алгоритм позволит упорядочить взаимодействие органов власти и бизнеса и сократить количество запрашиваемых сведений, считает собеседник. Кроме того, это может помочь «исключить запросы от госорганов на предоставление данных в заведомо неисполнимые сроки, что в настоящий момент случается довольно часто». Представитель «Опоры России» отметил, что частота запросов от органов власти отличается в зависимости от сферы деятельности компании.

Главное замечание деловых объединений касается рисков сбоев единого портала госуслуг. Они растут при массовом направлении большого объема информации, говорится в ответном письме вице-президента «Деловой России» Нонны Каграманян в Минцифры (есть у «Ведомостей»). Предприниматели предложили создать для этого отдельную информационную систему. Сейчас в организации малого и среднего бизнеса ежемесячно поступает не менее 10–15 запросов от органов власти, говорится в письме. В средние и крупные с более сложной структурой и региональной сетью может поступать несколько сотен таких запросов, указала Каграманян. Инициаторами выступают федеральные и региональные органы власти, а также органы местного самоуправления и институты развития. Сжатые сроки сказываются на достоверности информации, так как за один-два рабочих дня сложно обработать большой объем сведений из субъектов, особенно финансово-экономических, отмечается в письме.

Шаг к цифровому государству

Правительство хочет изменить порядок сбора статистической отчетности с бизнеса, писали «Ведомости» 30 ноября. В частности, власти собираются начать получать данные от крупнейших компаний через интеграцию с корпоративными IT-системами, для этого организации предоставят Росстату онлайн-доступ. Тема обсуждалась в ходе профильной стратегической сессии с участием премьер-министра России Михаила Мишустина. На совещании обсуждалось, что все сведения, которыми обладают органы власти, в том числе статистика, будут сведены на платформе «Гостех». Для взаимодействия с бизнесом будет создан новый модуль в системе, финансирование разработки планируется по линии нового нацпроекта «Экономика данных».

О том, что функционал «Госуслуг» будет расширяться, «Ведомости» писали 17 ноября. Предполагается, что через этот сервис банки смогут получать информацию о компаниях – об учредительных документах, руководителях, владельцах, налогообложении и исполнении организацией налоговых обязанностей, в том числе о налоговых декларациях, выплатах и задолженностях.

Около 50 млрд руб.

составит экономия бизнеса на модернизации сдачи отчетности, оценивал ранее гендиректор ЦСР, бывший замглавы Росстата Павел Смелов

Подготовленная Минцифры новая схема взаимодействия с бизнесом через портал госуслуг – это логичный шаг на пути последовательной реализации в России концепции «цифрового государства», сообщил доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Плеханова Анатолий Колесников. Логику этого процесса можно проследить по этапам формирования системы «Гостех», добавил эксперт. Наполнение системы сведениями уже прошло, сейчас идет процесс координации и сопряжения облачного платформенного решения «Гостеха» с цифровыми сервисами различных ведомств и бизнес-систем, указывает Колесников.

Любая практика аккумулирования большого массива данных в одной базе сопряжена с рисками серьезных последствий при несанкционированном доступе (например, при атаке на ИКТ-инфраструктуру базы), полагает руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко. В случае с платформой «Гостех» происходит не просто «сгруз» данных в одну базу, а объединение многих разных технологических компонентов (государственных информационных платформ) на одной технологической основе. Безопасность данных будет зависеть от технологий обработки данных и применяемых систем кибербезопасности, причем они могут быть разными для каждого технологического компонента платформы, считает Левашенко.

У формируемой схемы взаимодействия бизнеса через портал госуслуг остаются риски безопасности данных и разглашения коммерческой тайны, согласен Колесников. При этом по мере упорядочения процесса подобные риски будут снижаться, поскольку за все решения будет отвечать один оператор, что неизбежно будет конкретизировать ответственность и снижать неопределенность, считает эксперт.

В государственных системах хранятся ровно те данные, которые компании должны передавать госорганам в соответствии с требованиями действующего законодательства, напоминает Левашенко. Как правило, это данные из ЕГРЮЛа и информация, необходимая для контрольно-надзорной работы, – разрешительные документы и проч. Если компания никогда не предоставляла госорганам сведения, которые пользуются режимом коммерческой тайны, то такие данные и не будут подвергаться рискам доступа к ним третьих лиц, указывает она.

Сейчас существует большое количество различных информационных систем, с помощью которых граждане и бизнес взаимодействуют с государством в электронной форме, обмениваясь в том числе «чувствительной» информацией, отмечает советник генерального директора ЦСР Алексей Рябов. Поэтому создание еще одного канала не несет рисков, если при его создании будут соблюдены все требования по безопасности, предъявляемые к государственным системам, добавляет он.

Внедрение новой схемы взаимодействия с бизнесом, безусловно, поможет снизить административную нагрузку на компании, считает Рябов. Это может упростить процесс взаимодействия с органами власти и ускорить решение бизнес-задач. Важно предусмотреть механизм обновления таких сведений, чтобы единожды переданная информация оставалась актуальной, добавляет эксперт.

Хранение сведений на одном ресурсе существенно упростит доступ бизнеса к госуслугам, в особенности когда речь идет о получении разрешений (например, для экспорта), где пакет документов может достигать 20 единиц для получения одной официальной бумаги, согласна Левашенко. Кроме того, это ускоряет и работу самих госорганов: данные можно передавать между ведомствами не по запросу, а с помощью доступа к данным друг друга. Вопрос заключается только в качестве технических стандартов для обеспечения бесшовности операций между всеми компонентами «Гостеха», указывает эксперт. В целом же бизнес получит больше преимуществ от использования возможностей «Гостеха» при работе с государственными органами, считает Левашенко.