За два года число компаний с иностранным участием сократилось почти на 10 000

При этом резко выросла активность резидентов из Китая и СНГ
Daniel Munoz / Reuters

В последние годы число компаний с участием нерезидентов в России снижалось быстрыми темпами. В конце 2023 г. действовало на 37% меньше компаний, чем в пиковом по количеству таких юрлиц 2017 году (116 400 против 185 000). Такая оценка приводится в обзоре «СПАРК-Интерфакса» на основе данных ЕГРЮЛа (есть у «Ведомостей»). При этом, несмотря на уход западных игроков из России, в последние два года темпы сокращения замедлились: за 10 месяцев прошлого года их количество уменьшилось на 3400 юрлиц, за весь 2022 год – на 6200, за 2021 г. – на 17 300.

Чистое снижение общего числа компаний с иностранным участием связано с тем, что количество ликвидируемых лиц было больше, чем новых регистраций: в прошлом году 9500 юрлиц прекратили существование, а 6100 – появились. При этом закрываются в основном очень мелкие компании, говорится в исследовании. По данным «СПАРК-Интерфакса», из 23 500 компаний с иностранными совладельцами, ликвидированных с марта 2022 г., лишь у 2000 юрлиц была выручка свыше 50 млн руб. Среднемесячное число регистраций компаний с участием нерезидентов в прошлом году выросло на 11% по сравнению с 2022 г., следует из обзора. Хотя их количество пока ниже, чем в 2021 г., на 9%.

Среди новых компаний заметно выросла активность соучредителей из СНГ и Китая, следует из обзора. За 10 месяцев прошлого года было зарегистрировано 1500 компаний из КНР (на них теперь приходится четверть всех новых регистраций). Доля СНГ выросла с 44% в 2021 г. до 59% в 2023 г. Основной вклад в увеличение внесли Белоруссия (доля увеличилась с 23 до 32%), а также Киргизия (с 5 до 9%) и Казахстан (с 5 до 6%). На Турцию приходится 3% новых регистраций, на Индию – 2%. С капиталом из недружественных стран в прошлом году было зарегистрировано только 3% компаний (против 14% в 2021 г.).

Активность учредителей из Китая и Белоруссии привела к тому, что новые компании с участием нерезидентов чаще тяготеют к приграничным с этими государствами регионам, говорится в исследовании. Доля Смоленской области в регистрациях выросла с 7% в 2021 г. до 11% в 2023 г., Дальнего Востока – с 3 до 8%.

В отраслевом разрезе торговля была самой привлекательной сферой для нерезидентов. Доля компаний с иноучастием, выбирающих оптовую торговлю, выросла за два года с 25 до 31%, розничную – с 8 до 15%. На 3-м месте по привлекательности – строительство, доля которого – 11%.

Среди других секторов доля торговли автотранспортными средствами составила 6%. Автодилеры сумели удвоить свою долю в числе регистраций по сравнению с предыдущими годами, что может быть связано с возникшим в России дефицитом предложения автомобилей, отмечается в исследовании.

Уходят и приходят

Тренд на сокращение числа компаний с участием нерезидентов эксперты связывают в том числе с активной деофшоризацией российского бизнеса. Закрылись фирмы, которые только на бумаге имели иностранных собственников, а на самом деле были частью российских корпоративных цепочек, говорится в исследовании. Это подтверждается анализом списка ликвидированных компаний, отмечают авторы: «Из больших известных брендов это, например, «Макдоналдс» и Zara. Большинство – компании с однозначно российскими названиями». Процесс перерегистрации бизнеса стимулировался и ужесточением регулирования в самой России, и расширением санкций против российских компаний на Западе, говорится в исследовании.

«В целом статистика регистраций компаний с участием нерезидентов позволяет говорить о признаках восстановления интереса зарубежного бизнеса к российскому рынку», – отмечают авторы. Еще один косвенный признак этого – рост числа иностранных компаний, которые встали на налоговый учет в России, указывают эксперты в исследовании. Такие компании помимо участия в деятельности российских юрлиц могут осуществлять деятельность в стране через аккредитованные филиалы, представительства или быть владельцем недвижимости, счета в банке и т. д.

Президент России Владимир Путин, выступая на форуме «Россия зовет!» в декабре 2023 г., обратил внимание, что число вставших на налоговый учет компаний с иностранным участием увеличилось. «По данным на 1 марта 2022 г., в России было зарегистрировано 24 100 иностранных организаций, а на 1 ноября текущего года их стало почти на полторы тысячи больше, а именно 25 600. Этот же показатель!» – сказал президент.

Причин сокращения количества компаний с иностранным участием на российском рынке может быть несколько, считает научный сотрудник Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Иван Ермохин. Это уход международных компаний с российского рынка, реструктуризация активов, редомициляция (переезд из офшоров в Россию) и изменение структуры владения и бизнес-моделей. При этом количество иностранных компаний в России сокращается не в последние два года, а начиная с 2016–2018 гг. и связано это с деофшоризацией экономики, отмечает эксперт. Например, по данным «Контур фокуса», с 2018 по 2021 г. количество компаний с иностранным участием в стране сократилось на 30%.

Общее сокращение числа компаний с иностранным участием – в первую очередь следствие решений ряда компаний из недружественных стран прекратить или ограничить свою работу на российском рынке, полагает первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. Хотя процессы деофшоризации тоже вносят свой вклад, их значимость, вероятно, существенно меньше, считает он.

Снижение количества компаний с иностранным участием – это естественная реакция иностранных собственников на действующий санкционный режим, полагает директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Михаил Николаев. Деофшоризация и переориентация экономики страны на Восток отчасти помогают сгладить негативные последствия этого тренда, добавляет он.

Динамика отражает прежде всего тот факт, что трансформация продолжается, отмечает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. «Само по себе количество компаний малозначимо – 10 мелких «параллельных импортеров» не равны даже половине транснационального монстра», – добавляет он.

Географические тонкости

Рост числа компаний из ЕАЭС может свидетельствовать о том, что некоторые компании из недружественных стран продолжают работать в России через другое юрлицо, полагает Ермохин. Единое экономическое пространство ЕАЭС позволяет делать это без регистрации дочерней компании в России, указывает он. Эти цифры действительно могут отражать нежелание ряда западных компаний окончательно расставаться с российским рынком при невозможности по тем или иным причинам работать напрямую, согласен Копейкин.

Ни о какой изоляции российского рынка говорить не стоит, полагает Копейкин. Рост количества компаний с участием инвесторов из Китая отражает быструю и успешную переориентацию российского экспорта и импорта на эту страну, указывает эксперт. «Мы уже продаем и покупаем в Китае гораздо больше, чем год-два назад, товарооборот достиг рекордных показателей в 2023 г. и будет и дальше быстро расти», – говорит он. В ближайшие годы, вероятно, следует также ждать роста числа компаний с участниками из Турции, стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, считает Копейкин.

В целом расширение присутствия иностранных компаний из дружественных стран, в первую очередь из Китая, позволяет насыщать внутренний рынок необходимой продукцией как в рамках параллельного импорта, так и заменяя товары западного производства на аналогичные из других стран, отмечает Ермохин. Такой процесс зачастую не требует от иностранных производителей коммерческого присутствия в России.