Почему дефицит бюджета Турции вырос на 900%

Его разогнало землетрясение и высокая инфляция
Становится очевидным, что экономика Турции уже не реагирует на меры центрального банка и необходимы более жесткие решения/ Bulent Kilic / AFP

За январь – декабрь прошлого года доходы бюджета Турции составили 5,21 трлн лир ($173,4 млрд – в 1,86 раза больше показателя прошлого года), расходы – 6,585 трлн лир ($219,2 млрд – в 2,24 раза больше прошлого года). Таким образом, дефицит составил 1,375 трлн лир (около $45,8 млрд). Это почти в 10 раз, или на 900%, выше показателей прошлого года – тогда он оценивался в 142,6 млрд лир.

Наибольший рост в расходной части ведомство фиксирует в таких статьях, как «Переводы капитала» (рост 1757%), «Процентные расходы» (217%) , «Расходы на персонал» (215%) и «Текущие переводы» (211%).

В доходной части больше всего росли НДС (289%), «Акцизы» (221%) и «Налог на банковское страхование и операции» (226%).

Годовой бюджет Турции за 2023 г. был изначально принят с дефицитом в $33 млрд. Превышение его фактической величины над прогнозируемой связано прежде всего с землетрясением. Катаклизм, который произошел в начале года, по февральским оценкам Геологической службы США, может обойтись стране в 2% ВВП (на 2022 г. $3,18 трлн). По недавно озвученным министром финансов Турции оценкам, расходы, связанные с ликвидацией последствий землетрясения, составили в 2023 г. немногим менее 4% ВВП. Наибольший ущерб от катаклизма понесла провинция Газиантеп, экономический центр юга Турции. В ней проживает более 2,13 млн человек, производится примерно 4% промышленной продукции Турции (металлургия, цементные заводы и т. п.) и 6% товаров легкой промышленности (шелк, текстиль).

Последствия землетрясения

Землетрясение обострило социальные проблемы и потребовало долгосрочных дополнительных расходов в рамках обещаний, данных президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом перед выборами. Это основной фактор роста дефицита, уверен эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. Текущий рост дефицита не станет катастрофическим для турецкой экономики, государство в 2024 г. будет стремиться изыскать дополнительные источники пополнения бюджета, добавляет он.

Наблюдаемый сегодня дефицит бюджета может вызвать несколько последствий – в первую очередь это увеличение государственного долга Турции, отмечает и. о. заведующего кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Светлана Фрумина. Сегодня он составляет порядка 36% ВВП и имеет достаточно высокий запас прочности, оценивает она. Государственный долг Турции увеличился по сравнению с 2022 г. немногим больше чем на 5%, что не является критическим, добавляет Фрумина.

Несмотря на рекордный рост дефицита бюджета, динамика состояния общественных финансов страны не вызывает особых опасений, считает первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. Госрасходы действительно заметно выросли – на консолидированном уровне примерно до 30% ВВП с примерно 26% в 2022 г., однако в 2017–2021 гг. общие расходы бюджетной системы также уверенно превышали уровень в 30% ВВП, напоминает он. Так что очевидно, что некоторый номинальный рост по ряду других статей расходов в прошедшем году – это также компенсация отставания из-за накопленной инфляции, рассуждает эксперт. Одновременно в прошлом году были сокращены энергетические субсидии, что позволило ограничить рост расходов, добавляет он.

При этом выросли и бюджетные доходы, в том числе за счет повышения топливных налогов и НДС на ряд категорий товаров, продолжает он. В результате дефицит оказался примерно на 1% ВВП ниже ожиданий, озвученных ранее казначейством, а госдолг остается на крайне умеренном в международном контексте уровне около 30% ВВП, подчеркивает Копейкин. По оценкам глобальных рейтинговых агентств, бюджетный дефицит страны в ближайшие пару лет, вероятно, будет сокращаться, добавляет он.

Другие факторы

Помимо землетрясения существуют и другие факторы, влияющие на дефицит, отмечает Миронюк. Прежде всего это субсидирование импорта энергоносителей: выплаты компаниям из бюджета выросли более чем в 2 раза и занимают существенную часть в бюджете, также рост инфляции означает необходимость индексации социальных выплат, указывает он. Минимальная заработная плата была повышена почти на 50% до 17 002 лир ($570) в месяц, доходы бюджета растут медленнее, чем расходы, говорит Миронюк.

Государственный долг Турции включает в себя большую долю внешних заимствований, расплачиваться по которым придется в долларах, напоминает Фрумина. Поэтому гораздо большую проблему для страны представляет падение курса национальной валюты, инфляция (около 65%) и рекордная за последние 20 лет процентная ставка в 42,5%, уверена она.

Раскручивание инфляционной спирали и ослабление турецкой лиры еще больше усугубят проблему государственного долга, увеличив расходы на его обслуживание в долларовом эквиваленте, а также масштабируют выплаты по государственным облигациям с переменным купоном, которые зависят от процентной ставки, отмечает эксперт. Подтверждением этому является рост процентных расходов бюджета относительно 2022 г. на 217%, указывает Фрумина.

Центральный банк Турции только с 2023 г. начал повышать ключевую ставку для контроля инфляции (с 8,5% в июле до 40% в декабре 2023 г.), ранее действия властей по финансовому регулированию экономики отличались противоречивостью – низкая процентная ставка при двузначных показателях инфляции, напоминает она. Поэтому сегодня становится очевидным, что экономика уже не реагирует на меры центрального банка и необходимы более жесткие решения, координирующие инструменты бюджетной и денежно-кредитной политики, заключает эксперт.