Минфин зафиксировал рекордное исполнение нацпроектов в прошлом году

Больше всего средств было направлено на демографию, безопасные дороги и здравоохранение
Самым кассовым стал проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей», получивший 743,2 млрд руб./ Егор Алеев / ТАСС

Расходы федерального бюджета на реализацию нацпроектов в 2023 г., по предварительным данным, составили 3 трлн руб., или 99,2% от плана, сообщил Минфин. Это рекордный показатель за весь срок действия нацпроектов. В прошлом году власти освоили 98,7% предусмотренных средств. В 2021 г. исполнение составило 97,8%. В 2019 г. – в первый год полноценной работы нацпроектов – они были реализованы на 91,4% от плана.

В разрезе отдельных направлений уровень освоения в 2023 г. находился в диапазоне от 92 до 100%. В лидеры по реализации вышли «Безопасные качественные дороги» и «Наука и университеты»: они исполнены на 100%. Почти максимальных показателей добились по «Демографии», «Экологии», «Международной кооперации и экспорту» – 99,9% по каждому проекту. Также на высокую степень реализации вышли «Жилье и городская среда» (99,8%), «Производительность труда» (99,7%), «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в транспортной части» (99,6%), «Культура» (99,4%) и «Образование» (99%). Самым отстающим стало «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» – 92,9%. Годом ранее этот нацпроект также оказался в аутсайдерах по уровню исполнения. В 2022 г. власти освоили 92,9% средств.

Остаток бюджета нацпроекта развития МСП в 2023 г. – это невостребованные банками средства по программе предоставления «зонтичных» поручительств «Корпорации «МСП», сообщил представитель Минэка. Эти деньги выплачиваются только в случае возникновения дефолтов по выданным бизнесу гарантиям и поручительствам, то есть когда бизнес не смог выплатить свой кредит банку, пояснил он. Поэтому средства на эти расходы всегда закладываются как резерв в бюджете нацпроекта, продолжил собеседник. Чем меньше «раскрыто» выданных государственных поручительств по льготным кредитам для бизнеса, тем больше компаний справляются со своей финансовой нагрузкой, резюмировал представитель министерства.

Из всех нацпроектов больше всего денег было израсходовано на «Демографию» – 808,2 млрд руб., которые, в свою очередь, были распределены на несколько федеральных проектов. Самым кассовым из них стал проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей», получивший 743,2 млрд руб.

Второй по объему трат – нацпроект «Безопасные качественные дороги» – 526,7 млрд руб. Почти вся сумма ушла на «Развитие федеральной магистральной сети» (278,1 млрд руб.) и «Дорожную сеть» (196,9 млрд руб.).

На 3-м месте по объему трат в 2023 г. было «Здравоохранение» (312,5 млрд руб.). В его рамках самыми финансируемыми стали «Борьба с онкологическими заболеваниями» (157,3 млрд руб.) и «Модернизация первичного звена здравоохранения» (92,4 млрд руб.). Самые низкобюджетные нацпроекты – «Культура» (53,5 млрд руб.) и «Производительность труда» (5 млрд руб.).

Программа национальных проектов была принята по поручению президента России в 2018 г. Всего было утверждено 14 нацпроектов по трем направлениям – «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». В 2020 г. президент Владимир Путин поручил правительству при участии Госсовета скорректировать нацпроекты с учетом новых национальных целей. Срок их исполнения был смещен с 2024 на 2030 г. В августе 2023 г. министр экономического развития Максим Решетников предложил сохранить механизм нацпроектов после 2024 г. и нацелить их на структурную перестройку экономики и обеспечение технологического суверенитета.

В январе Минфин сообщил, что расходы федерального бюджета на реализацию нацпроектов в 2024 г. составят 3 трлн руб. Больше всего выплат получат «Демография» (890 млрд руб.), «Безопасные качественные дороги» (621,4 млрд руб.), «Здравоохранение» (283,8 млрд руб.) и «Образование» (237,2 млрд руб.).

Освоено не значит достигнуто

Высокое кассовое исполнение – это лишь одна из косвенных характеристик эффективности, а основной смысл нацпроектов в том, чтобы достигать поставленных целей при имеющихся ресурсах, говорит первый заместитель генерального директора ЦСР Глеб Покатович. Он отмечает, что мониторинг кассового исполнения ведется непрерывно, а возможности в конце года подстраивать бюджетные планы под то, что фактически удалось сделать, сейчас крайне ограниченны. И это дисциплинирует исполнителей на протяжении всего года, а также влияет на эффективность проектов в целом, делает вывод Покатович. Такая полная реализация нацпроектов говорит о том, что она обошлась «без шоков в течение года в отличие от 2020–2022 гг.», да и в целом они устоялись, потому что все «шло по плану», считает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах.

Если сравнивать исполнение с бюджетной росписью хотя бы на начало 2023 г., то реализация «по большинству проектов окажется хорошей», но по отдельным (например, по демографии и МСП) расчет покажет существенно более скромные результаты, говорит директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Полная оценка эффективности должна включать не только понимание того, все ли деньги потрачены, но и достигнуты ли реальные цели, на которые средства были направлены, подчеркнул экономист.

Табах объясняет, что направления, получившие максимум денег, являются приоритетными, а культуру, к примеру, могут спонсировать по другим каналам. Что касается несущественных трат на производительность труда, то, возможно, сейчас идет «переформатирование самих проектов на фоне кадрового голода» и поэтому финансирование приостановлено, рассуждает Табах.

При этом, по его мнению, их определенное изменение требуется – как минимум, это должна быть периодическая корректировка с учетом смены приоритетов развития и меняющейся ситуации в экономике, чтобы реализовывались цели нацпроектов. Этот процесс уже запущен в рамках нового шестилетнего цикла, уточнил Табах.