Власти поменяют модель управления нацпроектами и мегапроектами

Вице-премьеров ориентируют на достижение национальных целей
Роль вице-премьеров начала меняться в 2020 г. – после отставки прежнего кабмина и назначения премьером Михаила Мишустина (на фото справа)/ Александр Астафьев / ТАСС

Подход к управлению нацпроектами и мегапроектами изменится – о дискуссии на эту тему «Ведомостям» рассказал высокопоставленный федеральный чиновник и подтвердили три близких к правительству источника. Целеполагание, комплектование и реализация инициатив должны охватывать широкий спектр задач разного плана, отметил собеседник. Сейчас нацпроекты в основном представляют собой аналог программы, которая строится по принципу «одно министерство – один нацпроект», рассуждает он. Например, нацпроект «Здравоохранение» курирует Минздрав, а «Комфортное жилье и городская среда» – Минстрой.

Прототип новой управленческой модели реализован в нацпроекте «Беспилотные авиационные системы», объясняет высокопоставленный федеральный чиновник. В нем заложен именно комплексный подход к созданию условий для появления новой для России отрасли: разработка технологий, создание производства, гарантирование спроса, подготовка кадров, регулирование и т. д. При этом, хотя у нацпроекта один главный куратор – первый вице-премьер Андрей Белоусов, ответственность за итоговый результат в зависимости от формы участия распределена между разными министерствами (Минпромторг, Минобрнауки, Минтранс, Минпросвещения).

Сейчас национальные проекты действительно пересобираются на основании ряда новых критериев, подтвердил близкий к правительству источник. Один из них – межведомственный характер взаимодействия, согласился он. По его словам, такой же принцип формирования и реализации будет распространен и на мегапроекты, которые в полной мере планируется запустить с 2025 г. И если нацпроекты связаны скорее с социальным развитием, то мегапроекты главным образом направлены на достижение технологического суверенитета – создание и развитие конкретных отраслей, производящих высокотехнологичную продукцию, объясняет источник, близкий к правительству. В мае 2023 г. кабмин сообщал о планах сформировать 10–15 инициатив по таким направлениям, как космос, искусственный интеллект, технологии хранения и анализа больших данных, квантовые вычисления и т. д.

Мегапроекты должны отвечать ряду требований: обеспечение гарантированного и долгосрочного спроса на производимую продукцию, определение производственно-технологической кооперации, перечня критических технологий и необходимых НИОКР для их разработки, мер по обеспечению производств квалифицированными кадрами и, наконец, инструменты господдержки, перечисляет собеседник. В этом смысле, рассуждает источник, близкий к правительству, упомянутый уже нацпроект «Беспилотные авиационные системы» скорее будет отнесен к классу мегапроектов.

Работа по «пересборке» нацпроектов ведется более полугода, в кабмине ее курирует Белоусов, он же выступает идеологом новых критериев, утверждает собеседник. Сформирована специальная межведомственная рабочая группа, площадкой для координации выступает Минэк, рассказал источник. Ее участники – представители других министерств занимаются формированием нового пакета нацпроектов на перспективу 2025–2030 гг. Работа должна быть закончена к середине этого года, заверил собеседник.

«Грубо говоря, -какие-то нацпроекты будут объединены, какие-то будут переосмыслены, а также появятся принципиально новые», – отметил близкий к правительству источник. По его словам, роль вице-премьеров тоже будет «донастроена» в связи с усилением их ориентации на межведомственное взаимодействие и достижение национальных целей развития.

Собеседник напоминает, что председатель правительства Михаил Мишустин поручил увязать национальные проекты с национальными целями. В системе национальных целей, рассчитанных до 2030 г., на данный момент содержится пять пунктов: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация. Впрочем, на заседании совета по стратегическому развитию президент Владимир Путин говорил о необходимости уточнить национальные цели развития и расширить горизонт планирования до 2036 г. Они должны соответствовать «и нашим возросшим возможностям, и более высоким запросам общества», сказал президент.

Представители правительства, Минэка, Минфина, Минтранса, Минобрнауки, Минпросвещения, Минстроя, Минздрава и Минцифры не ответили на запросы «Ведомостей». Представитель Минпромторга подтвердил участие в обсуждении.

Проект должен быть проектом

Действующие нацпроекты действительно во многом повторяют структуру министерств, согласился гендиректор Агентства трансформации и развития экономики Владислав Онищенко. Они носят скорее не проблемный, а функциональный или программный – т. е. тянущийся – характер, хотя должны решать конкретную задачу, пояснил он. После реализации министерства как проектные группы, которые ведут те или иные направления, по идее, должны либо закрываться, либо менять свою функцию, отметил он.

Формат новых нацпроектов, очевидно, будет другой, рассуждает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Изначально они задумывались как «интенсивный удар» по конкретным проблемным точкам, для обеспечения рывка. В целом нацпроекты выполнили свою функцию и, поскольку изначально не были рассчитаны на длительный характер, должны меняться, отмечает Климанов: «Проект должен быть проектом, т. е. предполагать конечность».

В нацпроектах есть две фундаментальные проблемы, идеального решения которых не существует, отметил Онищенко. Первая – это декомпозиция верхнеуровневых целей на более мелкие. При разложении показателя на несколько компонентов всегда остается дельта между верхними и нижними, учесть которую невозможно. «Из-за этого часто получается так, что все всё сделали, а цель не достигнута», – пояснил Онищенко. Вторая проблема – это конфликт между результатом и его ресурсной обеспеченностью: когда посчитано, что для решения задачи нужно столько-то рублей, но Минфин говорит, что таких денег нет, пояснил эксперт. Появление мегапроектов, видимо, связано с этой проблемой, полагает он. Речь идет о приоритизации направлений, которые требуют финансирования: мегапроекты – это короткие инициативы, которые дают быстрый толчок, и в то же время критически важные для обеспечения суверенитета. «Упаковка» в формат «мега» повышает их статус и шансы на получение нужного финансирования, резюмировал Онищенко.

Роль вице-премьеров уже изменилась после 2020 г., полагает Климанов. Они стали больше заниматься межотраслевой координацией и размыканием так называемых межведомственных колодцев (когда министерство зациклено на решении своих собственных задач, фактически изолировано от других участников. – «Ведомости»). Это видно даже по тому, как изменился формат заседаний кабмина: все вице-премьеры участвуют в обсуждении вопросов, которые не являются для них абсолютно профильными, что говорит о повышении взаимодействия, полагает Климанов. По всей видимости, новая модель управления должна довести эту логику до финала, резюмировал экономист.

Внедрение с 2018 г. проектного подхода в госуправлении позволило усилить результативность горизонтального взаимодействия между ведомствами, отметил первый заместитель генерального директора ЦСР Глеб Покатович. Тем не менее логично, что правительство, которое разрешает сложные и спорные вопросы, когда существующие координационные механизмы не срабатывают даже в рамках проектной логики, видит резерв для повышения эффективности системы управления нацпроектами, добавил он. Кросс-ведомственная модель ответственности действительно может дать дополнительный импульс процедурам принятия и, что даже более важно, согласования решений. Такая модель ставит достижение национальных целей и выполнение их показателей выше формальных бюрократических ограничений, резюмировал Покатович.