Россия предложила Катару и Саудовской Аравии пересмотреть налоговые соглашения

СИДН с Малайзией «осталось только подписать», сообщили в Минфине
ОАЭ готовы договариваться с Россией о новых налоговых правилах только при условии, что ставки с их конкурентами – Катаром и Саудовской Аравией – будут пересмотрены аналогичным образом/ UAE PRESIDENTIAL COURT / AFP

Минфин предложил Саудовской Аравии и Катару вступить в переговоры по пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН). Об этом «Ведомостям» рассказал статс-секретарь, замминистра финансов Алексей Сазанов. По его словам, Россия уже направила этим странам предложения по изменению условий договоров и ждет ответа с их стороны. Минфин начинает переговоры с дружественными странами по поводу обновления действующего или подписания нового СИДН со стандартного предложения: перейти на формулу 10–10–10 (10%-ные ставки налога у источника при выплате дивидендов, процентов и роялти. – «Ведомости»), говорил ранее Сазанов в интервью «Ведомостям». На этот раз условия аналогичны, сообщил он.

Сейчас соглашения с этими двумя арабскими странами более привлекательны. 5% на дивиденды для бизнеса, 0% для госкомпаний и некоторых других категорий. Налог на проценты по долгу в обеих странах также составляет 5%, а ставки по роялти различаются: для Катара она нулевая, а для Саудовской Аравии – 10%.

Минфин также продолжает переговоры по обновлению СИДН с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ), следующий раунд запланирован на март, рассказал Сазанов. Летом 2023 г. Россия также направила предложение о начале переговоров Турции, но никакой обратной связи до сих пор не получила, добавил замминистра.

О том, что Минфин направил предложение Турции и ОАЭ о пересмотре СИДН, стало известно в феврале прошлого года. Сазанов тогда говорил «Ведомостям», что возможные изменения будут зависеть от интересов обеих сторон. В конце сентября в кулуарах Мосфинфорума замминистра отметил, что Турция не заинтересована в пересмотре договора с Россией. С ОАЭ пока не удалось договориться об условиях по роялти, писал Forbes со ссылкой на источники. По информации издания, в июне 2023 г. Москва и Абу-Даби согласовали ставку в 15% по дивидендам и 10% по процентным доходам.

С кем удалось договориться

Договориться об условиях нового СИДН удалось с Малайзией (текущее соглашение с этой страной было подписано еще в 1987 г. и нуждалось в доработке. – «Ведомости»), напомнил Сазанов. «Все основные элементы договора согласованы, осталось только подписать соглашение. За базу берется стандартная схема 10–10–10», – пояснил замминистра. Это стандартная редакция СИДН, которую Минфин сейчас предлагает партнерам, она предполагает ставки на выплаты дивидендов, процентов и роялти за рубеж на уровне 10%. В новом договоре с Малайзией предусмотрены именно такие условия с двумя уточнениями: ставка по дивидендам равна 10% при 25%-ном участии в капитале в течение года, а по дивидендам и процентам предусмотрены исключения для правительств и госкомпаний. Осенью в разговоре с ТАСС Сазанов упоминал, что подписание соглашения планируется на январь 2024 г.

Зачем Россия пересматривает соглашения

Главная цель, которую ведомство преследует в переговорах по СИДН с нейтральными странами, – не допустить повторения ситуации, когда бизнес использует иностранные юрисдикции прежде всего для получения пониженных налоговых ставок, учреждая там холдинговые компании, отмечал Сазанов в интервью «Ведомостям» в октябре. «Условия новых соглашений должны быть экономически обоснованы и адекватны тем задачам, которые мы решаем: способствовать повышению притока иностранных инвестиций и не приводить к уменьшению национальной налоговой базы», – подчеркнул тогда Сазанов.
Сейчас Минфин предлагает партнерам универсальную компромиссную формулу 10–10–10, которая увязана со ставками, действующими в российских специальных административных районах.
СИДН с недружественными странами на данный момент частично приостановлены. В августе 2023 г. президент Владимир Путин подписал указ о заморозке соглашений с 38 государствами, которые поддержали санкции. Инициатива ограничить СИДН со странами Запада появилась в марте 2023 г. на фоне включения Евросоюзом России в так называемый черный список. С предложением тогда выступили Минфин и МИД. Указом Путина соглашения приостанавливаются до «устранения иностранными государствами допущенных ими нарушений законных экономических и иных интересов РФ».

Минфин начал кампанию по пересмотру налоговых отношений со странами, которые не присоединились к санкциям против России, летом 2022 г. Помимо Малайзии Минфину удалось договориться о новых СИДН с Оманом (соглашение подписали в августе 2023 г.). Оба договора имеют похожие условия. Общая ставка налога на дивиденды в СИДН с Оманом установлена в размере 15%, но ее уровень снижается до 10%, если компания в течение года владеет не менее 20% капитала компании, которая производит выплаты. Ставка налога на процентные доходы и на роялти составляет 10%. Отдельные льготы предусмотрены для госструктур и госкорпораций.

Конкуренция за капитал

Повышенная привлекательность соглашений с Катаром и Саудовской Аравией – один из барьеров на пути к заключению СИДН с ОАЭ, считает партнер департамента налогов и права компании ДРТ Наталья Кузнецова. Получается, что Эмиратам Россия предлагает менее выгодные налоговые условия, чем у соседних арабских стран, фактически конкурентов. При этом достичь компромисса с ОАЭ очень важно для российского бизнеса, отметил партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Александр Токарев. На фоне санкций отечественные компании стали активно переезжать в политически нейтральные ОАЭ, в том числе с Кипра и из других европейских юрисдикций. Однако текущий СИДН с этой страной не дает налоговых преференций обычным компаниям – он касается только госучреждений, фирм с госучастием и суверенных фондов. Токарев согласился, что пересогласование договоров с Саудовской Аравией и Катаром в сторону повышения ставок может добавить вес позиции России на дальнейших переговорах с Эмиратами.

Позиция ОАЭ могла побудить Минфин начать переговоры с другими арабскими государствами с целью уравнять налоговые условия, но это не единственный мотив, добавила Кузнецова. Россия уже несколько лет последовательно добивается повышения ставок в СИДН с крупными партнерами в целях сокращения оттока капитала. До санкций такая работа проводилась и по договорам с недружественными странами: например, протоколы к СИДН были переподписаны с Кипром, Люксембургом и Мальтой, напомнила консультант.

Саудовская Аравия и Катар рассматриваются российским бизнесом для «переезда», но на данном этапе таких примеров немного, рассказала партнер Б1 Марина Белякова. Массовый переток компаний из ОАЭ в эти юрисдикции маловероятен даже в том случае, если в Эмиратах налоговые условия ухудшатся при пересмотре СИДН, считает Кузнецова. Основные проблемы российского бизнеса находятся не в налоговой плоскости – гораздо важнее наличие удобной инфраструктуры и платежей, работа с банками. «Если у вас уже есть налаженный канал работы с банками, вы не станете ради возможной экономии по налогам в 5% разрушать выстроенную структуру», – объяснила эксперт. Кроме того, получить льготную ставку на пассивный доход в Катаре или Саудовской Аравии не так просто – в налоговом законодательстве РФ есть много оговорок, позволяющих оспаривать пониженные ставки.

Что касается Турции, текущий договор с ней уже предполагает ставки по формуле 10–10–10 и Минфин, скорее всего, намеревался смягчить СИДН и предложить Анкаре более выгодные условия, чем другим дружественным странам (например, 5% по дивидендам), допустила Кузнецова. Поэтому причина отказа Анкары в переговорах скорее политическая, чем экономическая, считает она. Возможно, Турция противится пересмотру договора и предоставлению дополнительных льгот, чтобы защитить свой бюджет в текущих сложных экономических условиях, добавил Токарев.