Григоренко призвал бизнес не расслабляться в период моратория на проверки

Мораторий не вечен, подчеркнул вице-премьер
Михаил Метцель / ТАСС

Продление моратория на внеплановые проверки на 2024 г. не означает, что компании могут не соблюдать обязательные требования, отметил вице-премьер Дмитрий Григоренко в ходе встречи с руководителями бизнес-объединений 26 января. Предпринимателей представляли президент «Опоры России» Александр Калинин, председатель «Деловой России» Алексей Репик, бизнес-омбудсмен Борис Титов, президент РСПП Александр Шохин, глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.

Правительство применяет риск-ориентированный подход в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, стартовавшей четыре года назад, напомнил Григоренко. По словам вице-премьера, по итогам прошлого года эффективность такой системы составила 90%, т. е. в девяти из 10 случаев проверок фиксировались нарушения. «[Но] у меня просьба к вам как к общественным площадкам повлиять на компании. С одной стороны, отлично работают контрольно-надзорные органы. С другой стороны, бизнес реагирует медленно на проблему или на нарушения, которые являются типовыми», – отметил Григоренко. По его словам, необходима активность со стороны объединений для разъяснения смысла индикаторов. «Бизнесмены должны понимать, что не нарушать экономически выгоднее. Потому что риски работают. И в случае нарушения проверка будет», – указал вице-премьер.

Мораторий не вечен, напомнил Григоренко, указав, что проверки по индикаторам останутся. Если бизнес примет эту модель отношений с контрольными органами, то момент окончания действия моратория вообще не почувствует, добавил он.

Всего в 2023 г. было проведено 352 256 проверок, это в 5 раз меньше, чем в 2019 г., сообщил Григоренко. При этом по сравнению с 2022 г. их число выросло на 13 000. Планово проверяются только высокорисковые объекты – мероприятий в отношении их было 81 265. Внеплановые проверки проводились в прошлом году 271 021 раз (мораторий не распространяется на контроль со стороны ФНС и инспекции труда, а также на случаи жалоб и срабатывания индикаторов риска). При этом профилактических визитов было 1,1 млн – за год их число выросло в 3 раза. Профилактика – это, по сути, «государственное обучение и консультация на предмет исполнения норм и правил для бизнеса», пояснил Григоренко. Санкции в этих случаях не применяются, добавил вице-премьер.

Ведомства разделили предприятия по шести категориям риска и включили их в специальный реестр – в нем сейчас 6,7 млн объектов контроля, отметил в ходе совещания глава Минэкономразвития Максим Решетников. Плановые проверки проводятся только в отношении 15% объектов (из них к чрезвычайно высокому риску относится менее 6%, к высокому – 9%), добавил он. Доля проверок по индикаторам риска выросла, отметил министр, добавив, что в прошлом году было утверждено 200 новых показателей.

Проверки бизнеса действительно упали в разы, подтвердили в ходе совещания Калинин, Репик и Шохин. Контрольно-надзорная деятельность перестала быть существенным барьером, согласился Шохин. По его словам, в 2022 г. 20% опрошенных РСПП компаний называли главной проблемой делового климата проверки, а в 2023 г. уже 14%. К этому привели в том числе профилактические визиты, число которых увеличилось в 1,5 раза за год, отметил Репик.

Сейчас индикаторы риска становятся практически единственным основанием для проверок и бизнес просит обсуждать их актуализацию и внедрение, отметил глава «Опоры России». Кроме того, по словам Калинина, важно определить механизмы оспаривания категории риска и создать для этого специальный арбитраж.

Шохин отметил, что РСПП предлагает обязательные требования классифицировать по приоритетности в зависимости от уровня возникающего риска. «Если приоритет высокий, то более жесткие требования, а если низкий, то отказ от обязательности и переход на профилактику», – отметил Шохин, добавив, что 36% компаний отмечают появление новых неожиданных требований.

Сейчас все новые требования, которые утверждаются, проходят через рабочие группы, состоящие из представителей бизнеса и деловых объединений, пояснил представитель аппарата Григоренко. Кроме того, чтобы не было неожиданностей, они вступают в силу дважды в год – 1 марта и 1 сентября.

Количество штрафов уменьшается, но сумма их в прошлом году увеличилась, отметил Титов. По его словам, в основном их назначают антимонопольные и таможенные органы. «Мы провели работу и вместе с прокуратурой требуем, чтобы ФАС больше использовала предупреждений, чем штрафов, потому что они лидеры по их числу», – указал Титов.

Четвертый год моратория

С мораторием на проверки мы имеем дело уже четвертый год, напомнил заместитель генерального директора ЦСР Константин Никитин. Сначала это была антикризисная мера во время пандемии, затем поддержка в условиях санкций. Такой подход оправдывает себя, считает он. С одной стороны, вмешательство в дела бизнеса со стороны органов на минимальном уровне, с другой – показатели рисков не растут, а даже снижаются, возможно за счет компенсации контроля новыми видами профилактики рисков. Например, число погибших на пожарах в 2022 г. снизилось почти на 10% по сравнению с 2019 г.

По данным опроса РАНХиГС, мораторий не привел к снижению уровня защищенности охраняемых законом ценностей, отметил директор НИЦ технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков. Доля респондентов, отметивших достаточную защищенность таких ценностей, выросла на 9,3 п. п. по сравнению с опросом 2018 г. и на 1,8 п. п. по сравнению с опросом 2022 г., отметил он.

Несмотря на положительные данные опросов, отсутствие полноценного надзора не дает в полной мере защищать права работников, считают профсоюзы. В прошлом году Федерация независимых профсоюзов России попросила правительство вывести из-под действия моратория трудовые проверки бизнеса. «Ведомости» писали об этом 7 ноября. Эксперты отмечали, что у инспекций труда даже в период действия моратория есть возможность делать профилактические визиты и в последнее время они предпочитают именно формат предостережения.

Учитывая гибкие изменения моратория под конкретные цели (например, появилось основание для проверок контрольно-кассовой техники), добросовестному бизнесу в этом плане не о чем беспокоиться, полагает Никитин. Для успеха при реализации риск-ориентированного подхода важно, чтобы он действительно включал не только отказ от избыточного контроля в отношении менее опасных рисков, но и концентрацию усилий на рисках наиболее опасных.