Налоговики начали штрафовать за получение арендных платежей на иностранные счета

Теперь инспектора считают это валютным нарушением
Налоговики усилили контроль за зарубежными операциями россиян еще с прошлого года – на фоне релокации и трудностей с международным автоматическим обменом финансовой информацией/ Артем Геодакян / ТАСС

Налоговики начали рассматривать в качестве незаконных валютных операций получение владельцами зарубежной недвижимости платы за аренду на иностранные счета. Об этом говорится в постановлении московского управления ФНС о назначении административного наказания, где изложена соответствующая позиция (есть у «Ведомостей», документ распространяется по «нарушителям»). Согласно ему, российский резидент, владеющий шестью коммерческими помещениями в Германии, заключил договоры аренды этих помещений с немецкими компаниями и получал арендные платежи на иностранный валютный счет. Налоговая посчитала деятельность гражданина предпринимательской, а валютные операции незаконными, так как платежи приходили не в российский банк. Гражданину вынесли штраф в размере 30% от всей суммы операций.

В постановлении уточняется, что валютный резидент, который сдает в аренду несколько коммерческих помещений за рубежом, осуществляет фактически предпринимательскую деятельность, поскольку она «направлена на систематическое получение прибыли».

В документе также подчеркивается, что ИП с точки зрения валютного контроля считается компанией, т. е., по сути, юрлицом. Поэтому к нему должны применяться нормы, касающиеся юридических лиц, уверена налоговая. «Положения ч. 5.2 ст. 12 закона № 173-ФЗ («О валютном регулировании и валютном контроле». – «Ведомости»), разрешающие физическим лицам – резидентам зачислять денежные средства от нерезидентов без ограничений, не распространяются на деятельность ИП, связанную с получением прибыли от ведения предпринимательской деятельности», – указано в документе.

Согласно закону о валютном регулировании, компании обязаны производить расчеты при осуществлении валютных операций «через банковские счета в уполномоченных (российских. – «Ведомости») банках», за исключением тех, которые прямо перечислены в законе (п. 2 cт. 14 ФЗ о валютном регулировании).

Такая позиция налоговиков ранее не встречалась в практике, говорят опрошенные «Ведомостями» юристы и налоговые консультанты.

Представитель ФНС не ответил на вопросы «Ведомостей».

С прошлого года налоговики усилили контроль за зарубежными операциями россиян – на фоне релокации и трудностей с международным автоматическим обменом финансовой информацией. Как писали «Ведомости» в декабре, ФНС начала массово запрашивать у граждан данные о наличии второго гражданства или ВНЖ. Эти данные позволят налоговой эффективнее выявлять незадекларированные иностранные счета и иные валютные правонарушения россиян, отмечали эксперты.

Что не так с позицией налоговой

Российское гражданское законодательство определяет ИП как гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

То есть человек в зависимости от правового контекста может рассматриваться законом и в качестве предпринимателя, и в качестве обычного физического лица.

При этом, для того чтобы считаться предпринимателем, гражданину не обязательно иметь официально зарегистрированный статус ИП. Согласно письму ФНС от 7.05.2019 № СА-4-7/8614 «О направлении обзора судебной практики по спорам, связанным с квалификацией деятельности физических лиц в качестве предпринимательской в целях налогообложения», действия лица могут быть признаны налоговой предпринимательскими, если они направлены на систематическое получение прибыли. Доказательством «систематичности» в том числе является заключение договоров аренды помещений.

Закон о валютном регулировании никак не разграничивает деятельность физических лиц, которые являются ИП, и тех, кто ими не является, отметил партнер адвокатского бюро «Жданов, Койда, Рубальский и партнеры» Кирилл Рубальский. В нем также отсутствует указание на то, что к физическим лицам – предпринимателям должны применяться нормы, регулирующие деятельность юридических лиц.

В законе в перечне валютных резидентов и нерезидентов отсутствует упоминание ИП, соглашается партнер BKHK law firm Любовь Коченькова. Законность или незаконность валютных операций должна определяться для всех валютных резидентов – физических лиц, как ИП, так и не ИП, одинаково, считает она.

Отсутствие специального регулирования для ИП в контексте валютного контроля породило два прямо противоположных подхода в судебной практике, рассказала «Ведомостям» советник налоговой практики Verba legal Евгения Заинчуковская. Согласно первому, ИП рассматриваются как обычные физические лица. Согласно второму, в контексте валютного контроля они приравниваются к юрлицам.

Кто и чем рискует

Если подобная практика налоговиков «устоит» в судах и станет массовой, арендодатели, получающие арендные выплаты на зарубежные счета, рискуют заплатить штраф в размере от 20 до 40% от суммы незаконной валютной операции по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, констатирует Заинчуковская. В подобных случаях он может начисляться за правонарушение, совершенное не более чем два года назад, говорит руководитель налоговой практики FTL Advisers Юлия Завьялова.

При этом в зоне риска могут оказаться и владельцы жилой недвижимости, отмечает Рубальский. По его словам, практика, по которой сдача в аренду таких помещений признается налоговой предпринимательской деятельностью, уже существует, однако пока ФНС применяла такой подход для доначисления налогов, а не для валютного контроля.

В случае если такой подход налоговой укоренится, риски для владельцев жилой зарубежной недвижимости получить штраф за нарушение валютного законодательства «очень высоки», соглашается Коченькова. Более того, налоговики могут применить подобную логику и к владельцам зарубежных ценных бумаг, если посчитают получение дивидендов систематическим получением прибыли, рассуждает она.

Партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Донат Подниек называет подобную позицию налоговой настораживающей и видит в ней потенциальные риски также для владельцев вкладов в иностранных банках. По логике налогового органа, изложенной в постановлении, получение резидентом процентного дохода по вкладу в иностранном банке на счет в этом банке, а не российском также является незаконной валютной операцией, отмечает он.

Выполнимо ли требование налоговой

Если говорить о странах ЕС или США, то организовать перевод арендных платежей в российский банк «практически невозможно», говорит Коченькова. Для выполнения этого требования нужно «придумывать какие-то схемы вывода активов через дружественные страны», однако экономическая эффективность таких операций может оказаться сомнительной, если сумма небольшая, указывает она. По ее мнению, изменение требований налоговиков «будет побуждать клиентов не декларировать свои персональные счета и доходы».

Теоретически получение арендной платы на счет в российском банке возможно, так как еще не все банки находятся под санкциями и отключены от международной системы SWIFT. Однако на практике организовать это не так просто: такие переводы требуют индивидуальных договоренностей с иностранным банком, отправляющим платеж, отмечает старший юрист практики международного налогового планирования BGP Litigation Екатерина Ардашева.

Российские банки начали отключать от международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей SWIFT с марта 2022 г. в рамках антироссийских санкционных мер. В настоящее время от системы напрямую отключено 10 российских банков, среди которых Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк и ПСБ.

Проблема с переводами есть, признает руководитель практики комплаенса и санкционного права BGP Litigation Сергей Гландин. Конечно, можно обязать контрагента отсылать платежи в российский банк, однако дальше начинается «минное поле»: платеж в любой момент может зависнуть из-за внутренней комплаенс-политики банка.