Почему промышленное производство выросло на 3,5% в прошлом году

Его подстегнули высокий спрос и производство в сфере ОПК
Евгений Разумный / Ведомости

Рост промпроизводства составил 3,5% за прошлый год, сообщил Росстат. В течение года динамика была неоднородной: в I квартале было падение показателя на 1,4%, в апреле – июне рост промышленности достиг пиковых 5,7%, в III и IV кварталах он увеличился на 5,4 и 4,1% соответственно, следует из данных ведомства. Драйвером стали обрабатывающие производства, которые выросли на 7,5%. Добыча полезных ископаемых сократилась на 1,3%.

В 2022 г. промпроизводство выросло на 0,7% за счет опережающего роста в I квартале (на 6,3%). Во II–III кварталах отмечалось снижение показателей на фоне ухода иностранных производителей из России.

По оценке Минэка, прирост к уровню двухлетней давности составил 4,1%. Более высокими темпами росли отрасли, ориентированные на внутренний спрос: по итогам 2023 г. они показали рост на 9,2% год к году, отмечает Минэк. При этом экспортно ориентированные отрасли также показывали положительные темпы – прирост выпуска на 3,2% в годовом выражении.

Рост промпроизводства по итогам 2023 г. стал одним из самых высоких результатов за последнее десятилетие, за исключением постковидного восстановительного роста в 2021 г., прокомментировал директор департамента макроэкономического анализа и прогнозирования Минэкономразвития Лев Денисов. Эти цифры подтверждают не только успешное завершение адаптации предприятий к сложившимся внешнеэкономическим условиям, но и наличие ресурсов для дальнейшего развития, считает он.

Минэк ожидал роста промпроизводства в прошлом году на 3,6% – в основном за счет увеличения обрабатывающих производств (на 7,2%). В 2024 г., по текущей оценке министерства, рост будет на уровне 2,6%.

Транспорт и техника

Лидером по темпам роста стало производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (на 27,8%), а также производство прочих транспортных средств и оборудования (на 25,5%).

По данным Росстата, среди важнейших видов продукции высокими темпами рос выпуск навигационных приборов (на 75%), оборудования для производства хлебобулочных изделий (на 70%), автобусов с массой до 5 т (на 67,9%). Также высокие темпы роста были в производстве компьютеров (на 27,3%), радиоаппаратуры (на 32,3%), аккумуляторов (на 21,9%), кабелей волоконных (на 30,9%), подшипников (на 27%).

Среди производства техники падение зафиксировано по сельхозтехнике – тракторам (спад на 11%), сеялкам (спад на 13%). При этом рост был высоким по грузовым средствам (на 19,3%), тепловозам магистральным (на 32,2%), вагонам грузовым (на 26,6%). Производство автомобилей выросло на 19%, при этом двигателей внутреннего сгорания – упало на 11%.

Производство авто выросло на фоне сверхнизкой базы прошлого года, когда из-за СВО большинство локализованных в РФ иностранных производителей покинуло рынок. Объем сборки двигателей в сегменте легковых автомобилей до начала СВО во многом зависел от предприятий зарубежных компаний в России -–Volkswagen, Hyundai – Kia, ПСМА, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. В связи с уходом автомобильных брендов, модели которых собирали на этих заводах, объем сборки двигателей, соответственно, снизился. В то же время в 2023 г. в Россию пришло со сборкой несколько китайских автоконцернов (Kaiyi, BAIC, SWM), продолжает аналитик. Но поскольку машины они пока собирают крупноузловым методом, суммарный объем производства двигателей в стране снизился, объясняет он.

На сокращение производства российской сельхозтехники в 2023 г. повлиял ряд факторов. Главный из них – низкая доходность аграриев, финансовое положение которых ухудшилось по причине низких цен на сельхозпродукцию и экспортных пошлин на зерно, следует из данных ассоциации «Росспецмаш» (подробнее см. статью на стр. 07). Поэтому на внутреннем рынке сложилась ситуация, когда предложение сельхозмашин значительно превышало спрос.

Пищевая промышленность и одежда

Производство пищевой промышленности выросло на 5,9%, напитков – на 1,4%. Среди продуктов выросло производство соков (на 20,4%), детского питания (на 21,7%), сыров (на 16,2%), минеральной воды (на 16,4%), БАДов (на 15,1%). Спад наблюдался в выпуске хлебобулочных изделий (на 1,5%), молока (на 1,3%), масла сливочного (на 1%). Также сократилось производство сигарет (на 10,7%).

Производство одежды увеличилось на 4,1%, обуви – на 11,9%, кожи и изделий из нее – на 12,3%, готовых тканей – на 12,3%, сумок, чемоданов и рюкзаков – на 23,5%. Значительный рост был в производстве спецодежды – на 24,3%.

Высокие темпы роста фиксируются в выпуске мебели (на 20,7%), ДСП (на 11,3%). При этом сократилось производство лесоматериалов (на 4,5%) и фанеры (на 1,1%).

Добыча, электричество и вода

Добыча газа сократилась на 7,5%, СПГ – на 2,4%. При этом выросла на 1,1% добыча угля.

Выпуск в сфере электроэнергии и обеспечении газом остался на уровне прошлого года (рост на 0,02%), в сфере водоснабжения и утилизации отходов был спад на 2,5%.

На показатели добывающих отраслей экономики России оказывают влияние антироссийские санкции, введенные в 2022–2023 гг. недружественными странами из-за СВО на Украине. Наиболее существенные санкции были введены против нефтегазового сектора. В частности, ЕС, США и ряд других стран запретили морской импорт нефти и нефтепродуктов из России и их перевозку по цене выше установленных пределов.

Добыча газа в стране снизилась в результате падения экспорта газа в страны ЕС. Евросоюз не вводил запрета на поставки российского газа, но они резко снизились в результате остановки прокачки по трубопроводу «Северный поток» из-за неисправности газоперекачивающего оборудования Siemens и сокращения транзита топлива через Украину, позже «Северный поток» был поврежден в результате диверсии. Вице-премьер РФ Александр Новак 25 января сообщал, что добыча нефти в России в прошлом году снизилась на 1% до 530 млн т, добыча газа сократилась на 5,5% до 636,7 млрд куб. м.

Также санкции были введены в отношении поставок из России угля, стальной продукции, алмазов и золота.

Высокий спрос

стал стимулом Обрабатывающая промышленность внесла решающий вклад в ускорение промышленного производства, отмечает главный экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. По его оценке, вклад ускорения обработки составил порядка 3,5 процентного пункта. Одновременно снижение добычи, прежде всего нефти и природного газа, на 1,3% в 2023 г. против роста на 1,5% в 2022 г. вычло из роста 1,3 процентного пункта. Таким образом, главными факторами промпроизводства в 2023 г. стали параметры участия России в сделке ОПЕК+ по ограничению добычи и экспорта нефти и рост обрабатывающей промышленности на фоне возобновления выпуска пассажирских автомобилей, роста отраслей, связанных с ВПК, считает он.

Прошлый год был непростой и сравнение его с 2022 г., который тоже был очень неоднородным, затушевывает нюансы, отмечает руководитель реального сектора ЦМАКПа Владимир Сальников. Наиболее быстрый рост был связан с ростом продукции оборонно-промышленного комплекса (ОПК), но это был не единственный драйвер, считает он. Если в 2022 г. он задавал тон и 2/3 производства было связано с ним, то уже в 2023 г. его влияние было меньшим. «В прошлом году у нас было восстановление в пострадавших секторах. Например, в автопроме – он показывал рост, но это низкая база 2022 г.», – говорит Сальников.

До половины роста обрабатывающей промышленности приходится на три отрасли с наиболее тесными связями с ВПК: производство готовых металлических изделий, транспорта, а также оптику и электронику, указывает Исаков. При этом вес этих отраслей в добавленной стоимости составляет лишь порядка 15%. Вторая половина роста приходится на гражданские отрасли – прежде всего восстановление выпуска пассажирских автомобилей, отмечает он.

Еще один фактор роста промпроизводства – это увеличение спроса, вызванного ростом выплат военнослужащим и общим увеличением зарплат из-за дефицита кадров, отмечает Сальников. Отсюда, например, рост в пищевой промышленности, говорит эксперт.

Рост промышленного производства можно связывать с курсом на импортозамещение, отмечает старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Евгения Траутман. По ее словам, подтверждением успешности стало увеличение производства на фоне снижения объемов экспорта.

За год-полтора полноценного импортозамещения не происходит, отмечает Сальников. Это всегда инвестиции, которые занимают время, начиная от принятия решения и заканчивая выходом на производственную мощность. «Точечное импортозамещение было, и оно связано не с новыми проектами, а с ускорением старых, которые уже и так реализовывались», – полагает он. В основном Россия вернулась в докризисную ситуацию с переориентацией импорта с недружественных стран на параллельный импорт и Китай.

Можно сказать, что российский бизнес смог занять ниши ушедших производителей в ряде отраслей, говорит главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. В автопроме этот процесс в разгаре, в станкостроении – пока нет. А вот в пищевой промышленности уверенное «да».

В этом году будет новая ситуация – активного роста ждать не приходится, потому что тот же ОПК вышел на 100%-ную загрузку, отмечает Сальников. Ограничивать производство будет также жесткая ДКП. Ожидаемый темп не превысит 1,5–2%, это верхняя планка, считает эксперт.