Почему Федрезерв уже в четвертый раз не стал менять ставку

В ФРС намекнули на скорое начало смягчения политики
Председатель ФРС Джером Пауэлл сообщил на пресс-конференции, что инфляция все еще слишком высока, постоянный прогресс в ее снижении не гарантирован/ ANNA MONEYMAKER / Getty Images via AFP

Федрезерв США сохранил процентную ставку на уровне 5,5% по итогам заседания 30–31 января. Регулятор отмечает улучшение ситуации в американской экономике и намекает на возможность смягчения денежно-кредитной политики (ДКП), но предупреждает о неопределенности макропрогнозов, которая заставляет удерживать текущие ставки.

«Инфляция снизилась со своих максимумов без существенного увеличения безработицы. Это очень хорошая новость. Но инфляция все еще слишком высока, постоянный прогресс в ее снижении не гарантирован, и дальнейший путь не ясен», – сообщил в ходе пресс-конференции председатель ФРС Джером Пауэлл.

Он подчеркнул, что регулятор оценивает текущий уровень ставок как пиковый, но решения по ослаблению ДКП не будут приниматься до тех пор, пока инфляция не достигнет таргета в 2%.

После рекордного с 1980-х гг. уровня инфляции в 9,1% годовых в июне 2022 г. показатель начал стабильно снижаться, достигнув 8,2% в сентябре, 7,1% – в ноябре и 6,5% – в декабре. Замедление роста цен продолжилось в 2023 г. – уже к июню инфляция достигла 3%. После этого она начала ускоряться и в июле составила 3,2%, в августе и сентябре – 3,7%. Показатель снова спустился до 3,2% в октябре и до 3,1% в ноябре, прежде чем снова вырасти до 3,4% в декабре прошлого года.

«Мы знаем, что слишком раннее или слишком быстрое ослабление ограничений может отменить прогресс в борьбе с инфляцией и в конечном итоге потребует еще более жесткой политики, чтобы вернуть инфляцию к 2%. В то же время слишком позднее или слишком незначительное ослабление ограничений может неоправданно ослабить экономическую активность и занятость», – прокомментировал Пауэлл.

Цикл ужесточения ДКП ФРС начала с марта 2022 г. – тогда ставка была повышена с 0,25 до 0,5%. Еще одно увеличение, на 0,5 п. п., последовало в мае. С этого момента ФРС четыре раза подряд повышала ставку ускоренными темпами – на 0,75 п. п. за заседание. В ноябре показатель достиг 4%. На заседании в декабре 2022 г. ставку увеличили на 0,5 п. п. до 4,5%, после чего темпы повышения замедлились до 0,25 п. п. за одно заседание. По итогам майского заседания ставка достигла 5,25% – на этом же уровне ее сохранили в июне. В июле последовало еще одно повышение – до 5,5%, с тех пор она оставалась неизменной.

На фоне ожиданий скорейшего смягчения ДКП значительный рост показал индекс потребительской уверенности от Conference Board, он вырос до 114,8 пункта, это максимум с 2021 г. «Рост потребительской уверенности в январе, скорее всего, отражает замедление инфляции, ожидания снижения процентных ставок и в целом благоприятные условия занятости, поскольку компании продолжают накапливать рабочую силу», – пояснила главный экономист Conference Board Дана Петерсон.

С начала текущего финансового года (начинается с октября) минфин США увеличил поток средств, выделяемых Федеральной корпорации по страхованию вкладов (FDIC, схожая с российским Агентством по страхованию вкладов структура). Только в ноябре корпорации было направлено $50,15 млрд – это больше половины всего ее финансирования за прошлый фингод ($93,6 млрд), всего на начало января FDIC было выделено $65,35 млрд. Расширение потоков средств в корпорацию указывает, что финансовые власти США опасаются повторения кризиса банковской системы, который произошел в марте 2023 г.

Снизят ли заранее

Процентные выплаты по госдолгу при текущих ставках уже к 2030 г. могут превысить расходы на оборону, поэтому ФРС, скорее всего, будет сокращать ставки уже со II квартала 2024 г., считает и. о. заведующего кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Светлана Фрумина. Смягчение ДКП до достижения таргета потенциально возможно, устойчивое снижение инфляции и ее стабилизация на уровне 3% вполне может определить действия регулятора и вывести его из состояния паузы и он начнет смягчение ДКП, полагает она. К тому же наблюдаемая ситуация в банковском секторе, в частности с Citigroup, третьим банком США по стоимости активов, может спровоцировать ускорение процесса, добавляет эксперт.

ФРС необходима лишь уверенность в устойчивом сокращении инфляции и достижении цели в перспективе, считает первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. Но не исключено, что на рынке преобладал чересчур позитивный настрой, сразу после комментариев Пауэлла основные фондовые индексы заметно просели, отмечает он. Судя по последним формулировкам, в случае если очевидно негативных тенденций на рынке труда в ближайшее время не появится, снижение вполне может начаться лишь в июне, полагает он. Оно не превысит 75–100 б. п. до конца года, считает эксперт.

Согласно прогнозу FOMC, ценовое давление в США снизится до 2% не ранее 2026 г., указывает начальник отдела аналитики и продвижения «БКС мир инвестиций» Оксана Холоденко. В связи с этим снижение процентных ставок может начаться до достижения 2% – цели по инфляции, соглашается она. Смена цикла монетарной политики в Штатах может быть связана со снижением цен в принципе, возможным ослаблением экономики и рисками пузырей на отдельных рынках, добавляет она.

Проблемы экономики

Основной риск для американской экономики сохраняется в росте госдолга и расходов на его обслуживание, считает Фрумина. Не менее важен риск увеличения денежной массы, которая существенно возросла за последние три года, тревожной остается ситуация с потребительским сектором, задолженность по кредитным картам в США перешла рубеж в $1 трлн, также рекордных уровней достигла величина просроченной задолженности, рассуждает эксперт.

Проблемы с региональными банками сохраняются: в среду на десятки процентов обвалились акции New York Community Bancorp, участвовавшего в приобретении активов рухнувшего в прошлом году Signature Bank, отмечает Копейкин. На этом фоне дешевели бумаги и других региональных банков, но пока проблемы сектора не выглядят столь же масштабными, как в прошлый раз, оценивает он. Большая часть нереализованных убытков на балансах из-за роста ставок пришлась на самые крупные финансовые институты, которые в основном планируют держать подешевевшие бумаги до погашения или до снижения ставок и подорожания бумаг, чтобы не фиксировать убытки, поясняет он. А так как оттока вкладчиков в таких банках не наблюдается, то и системных рисков не возникает, хотя удержание большого объема подешевевших бумаг с низкой доходностью до погашения, конечно, сказывается на прибыльности, заключает он.