Аналитики оценили исполнение бюджетов регионов в прошлом году

В 61 субъекте, включая присоединенные, расходы превысили доходы
Наибольший профицит бюджета в номинальном выражении сформировался в Свердловской, Ленинградской областях и ХМАО/ Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Совокупные собственные доходы российских регионов без учета новых ДНР, ЛНР, Херсонской, Запорожской областей выросли на 9,5% до 19,25 трлн руб., расходы – на 11% до 19,51 трлн руб., говорится в исследовании АКРА, подготовленном по просьбе «Ведомостей». Оценки основаны на оперативных данных информационного ресурса Минфина «Электронный бюджет» на 1 января 2024 г.

28 субъектов закончили год с профицитом бюджета. У 61 региона – с учетом новых – расходы превысили доходы. При этом среди присоединенных территорий Запорожская область завершила год с профицитом в 1,2 млрд руб. (13% от собственных, налоговых и неналоговых доходов, ННД). ДНР, ЛНР и Херсонская область показали дефицит бюджета. Суммарное превышение расходов над доходами по всем российским субъектам составило 292 млрд руб. с учетом новых регионов.

В 2022 г. профицит консолидированных бюджетов регионов России (с учетом муниципалитетов и внебюджетных фондов) составил 200 млрд руб., отмечал министр финансов Антон Силуанов в январе прошлого года. По словам министра, с профицитом исполнили бюджет 40 регионов, с дефицитом – 45.

По оценке АКРА, в 2023 г. наибольшим дефицитом отметились Москва (-189,9 млрд руб., или 5% ННД), Санкт-Петербург (26,5 млрд руб., или 2%) и Татарстан (23,5 млрд руб., или 6%). В относительных величинах наибольший дефицит у Республики Чечни (58% ННД), Еврейской АО (41% ) и Республики Ингушетии (28%). Наибольший профицит бюджета в номинальном выражении сформировался в Свердловской (50,8 млрд руб., или 13% ННД) и Ленинградской (37,1 млрд руб., или 16%) областях и ХМАО (30,6 млрд руб., или 8%).

Среди новых регионов наибольший дефицит бюджета в абсолютном выражении у ДНР – 17,4 млрд руб., или 32% ННД. Доходы этого субъекта составили 303,4 млрд руб., расходы – 320,8 млрд руб. Луганская народная республика закончила год с дефицитом бюджета 9,4 млрд руб. (24% ННД). Ее доходы были на уровне 201,2 млрд руб., расходы – 210,6 млрд руб. У Херсонской области был самый большой относительный дефицит бюджета – 81% от доходов, или 4,8 млрд руб. Поступления составили 62,7 млрд руб., а расходы – 67,5 млрд руб. В Запорожской области доходы превысили траты на 1,2 млрд руб. и составили 84,1 млрд руб.

Минфин ожидал, что в 2023 г. консолидированные бюджеты субъектов будут исполнены с дефицитом 84,5 млрд руб. Такая оценка приводится в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024–2026 гг. В 2024 г. министерство ожидает дефицит региональных бюджетов на уровне 43,1 млрд – с учетом примерно одинаковых доходов и расходов на уровне 22,4  трлн руб. 

«Ведомости» направили запрос в Минфин.

Где самые высокие расходы

Расходы регионов в прошлом году росли быстрее доходов, поэтому сложился совокупный дефицит 292 млрд руб., отметил автор расчетов, эксперт группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Илья Цыпкин. В совокупности в 85 «старых» субъектах расходы увеличились на 1,9 трлн руб. по итогам прошлого года. Наибольшее увеличение произошло по разделам «ЖКХ» (на 552 млрд руб.), «Национальная экономика» (на 509 млрд руб.) и «Образование» (на 422 млрд руб.), уточняет Цыпкин. В 2023 г. в совокупных тратах бюджетов доминировал раздел «Национальная экономика», на его долю пришлось 23,7% совокупных расходов. На образование и социальную политику приходилось по 20% трат. 

У пяти субъектов (Краснодарский край, ХМАО, Смоленская область, ЯНАО, Адыгея) прирост расходов составил около четверти и более. Только в 11 субъектах расходная часть бюджета по итогам минувшего года снизилась, следует из расчетов АКРА.

Где больше всего росли доходы

Большую часть совокупных доходов субъектов сформировал налог на прибыль – его доля составила 30,9%, отметил Цыпкин. Поступления по нему увеличились на 27,7% к уровню по итогам 2022 г., но это не компенсировало растущих расходов. 

Наибольший прирост доходов отмечается в ХМАО (на 40%), Тюменской (на 33%), Ленинградской (на 31%) областях, а также в Адыгее (на 25%) и Смоленской области (на 24%), говорится в исследовании АКРА. В то же время самый значительный прирост поступлений в номинальных величинах произошел в Москве (на 556 млрд руб.) и Московской области (на 149 млрд руб.).

Наиболее существенное снижение доходной части бюджета по итогам года зафиксировано в НАО (21%), республиках Мордовия (на 19%), Ингушетия (на 18%) и Хакасия (на 14%). Наиболее значительным снижением в номинальном выражении отметилась Кемеровская область (на 42 млрд руб.).

Самый большой прирост налога на прибыль зафиксирован в Забайкальском крае (в 3 раза), ХМАО (в 2,7 раза) и Еврейской АО (в 2,2 раза). Снижение поступлений произошло в девяти субъектах, наиболее значительное – в Хакасии (на 52%), Кемеровской области (на 29%) и НАО (на 27%). На долю НДФЛ пришлось 25,8% совокупных доходов субъектов в 2023 г. Лидерами по приросту этого налога были Приморский край, Чувашия и Курганская область.

Около 18% всех доходов регионов составили безвозмездные поступления (БП) из других бюджетов. Лидером по их приросту стала Белгородская область, где объем БП увеличился на 51% (16,5 млрд руб.). Наибольшую долю БП сформировали в доходах Запорожской области (89%), Ингушетии (87%), Херсонской области (86%), Чечни (83%) и Тувы (83%). Объем БП сократился в 65 субъектах, но больше всего – в НАО (на 54%), Самарской области (на 45%) и Республике Мордовии (на 39%). 

Непредсказуемый год

В ряде регионов дефицит носит технический характер, так как он покрыт за счет остатков средств на счетах, инфраструктурных бюджетных кредитов, специальных казначейских кредитов и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов, отмечает старший директор по суверенным и региональным рейтингам агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских. Превалирование расходов над доходами связано в том числе с исполнением социальных обязательств, реализацией инвестпроектов. Для ускоренного ввода приоритетных объектов социальной и транспортной инфраструктуры были перенесены расходы 2024 г. на 2023 г., в этих целях регионам были предоставлены бюджетные кредиты на опережающее финансирование расходов, добавляет Тирских.

Прошлый год оказался достаточно непредсказуемым для регионов – это повышенный спрос и со стороны государства, и со стороны граждан, что влияло на налоговые поступления, отмечает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Ситуация по дефицитным регионам разнится, но часто это случается из-за бухгалтерских нюансов, отмечает Климанов. Это фактически связано с ростом госдолга и бюджетными кредитами, которые к концу года увеличились почти до 2 трлн руб., добавляет он.

Много субъектов закончило год с профицитом, причем с большим, и это в том числе уральские регионы, связанные с промышленностью, указывает Климанов. Бюджетный импульс им был дан за счет повышенного количества гособоронзаказа и вообще госзаказа, считает эксперт. Кроме того, налог на прибыль оказался достаточно высоким, он почти догнал по своим объемам НДФЛ, в некоторых регионах даже вышел на первую строчку.

В 2023 г. федеральный центр продолжил поддерживать регионы, указывает Тирских. Вместе с тем межбюджетные трансферты сократились более чем на 10%, а их доля в структуре доходов – на 4,2 п. п., при этом объем помощи в виде дотаций из федерального бюджета составил порядка 1 трлн руб., как и в предыдущие годы.

В этом году у нефтегазовых регионов (ХМАО, ЯНАО, НАО, Татарстан, Башкирия, Сахалинская и Оренбургская области) есть риск недополучения запланированных доходов в связи с возможностью сокращения мировых цен на нефть и ростом санкционного давления, полагает Тирских. На объеме поступления доходов регионов также может сказаться неопределенность макроэкономической и геополитической обстановки. Есть риски, связанные с увеличением долговой нагрузки регионов, в том числе за счет инфраструктурных бюджетных кредитов, добавила она.