В ЦБ Казахстана оценили риски из-за отъезда релокантов

С начала спецоперации доля остатков на счетах нерезидентов выросла в 3,4 раза
Olivier Douliery / AP

Возможный отток вкладов российских релокантов не создает существенных рисков для банковской системы Казахстана. Об этом сообщил представитель Нацбанка республики республики в ответ на запрос «Ведомостей». Приток денег россиян в Казахстан не столь значителен по сравнению с другими странами СНГ, по крайней мере, относительно банковских активов. 

Впрочем, с начала СВО доля нерезидентов существенно выросла.

По итогам 2023 г. общая доля нерезидентов – зарубежного бизнеса и граждан – составила 8,8% от совокупных вкладов в банках, сообщил представитель регулятора. На конец февраля 2022 г. этот показатель находился на уровне в 2,6%, напомнил он. То есть доля остатков нерезидентов увеличилась в 3,4 раза.

Казахстанские банки обладают существенным запасом высоколиквидных активов (ВЛА), по состоянию на 1 декабря они превышали вклады нерезидентов почти в 5 раз и составляли 29,9% от совокупных банковских активов, валютные ВЛА оценивались в 11,3%, подчеркнули в казахстанском ЦБ. 

«В данный момент все банки в полном объеме выполняют требования по соблюдению нормативов ликвидности в иностранной валюте, в том числе по российскому рублю, а также по капитализации к обязательствам перед нерезидентами. Таким образом, риски банковского сектора, связанные с потенциальным изъятием средств нерезидентами, в настоящий момент оцениваются как несущественные», – сообщают в пресс-службе регулятора.

Эксперты ООН ранее предупреждали, что приток средств релокантов создал риски для банковских систем стран СНГ, писали «Ведомости». Главной угрозой они назвали уход значительной части релокантов при деэскалации украинского конфликта либо их переезд в третьи страны. Это могло бы привести к массовому оттоку депозитных средств, что стало бы болезненным ударом по финансированию банковских систем. Пока риски остаются управляемыми, но на фоне волатильности валютных курсов ситуация может выйти из-под контроля, отмечали авторы доклада.

Тенденция была особенно заметна в Армении и Грузии, где личные денежные переводы и приток средств оставались высокими на протяжении всего 2023 г. В Грузии доля депозитов нерезидентов выросла до 18,1% в июне 2023 г. по сравнению с 14,5% в мае 2022 г. В Армении эта доля достигла пика в 29,5% в октябре 2022 г. по сравнению с 20,7% в марте 2022 г. В Узбекистане депозиты нерезидентов выросли на 17,5% от общего прироста депозитов в 2022 г., подсчитали авторы доклада.

Кроме этого, начали появляться существенные дисбалансы между открытием счетов и кредитованием: многие россияне перевели на счета валюту, но роста валютных кредитов не произошло. Также банки начали сильно зависеть от комиссионных доходов и платежей за конвертацию – например, в Киргизии доля непроцентных доходов в валовом банковском доходе составила в среднем 62% за годичный период (с апреля 2022-го по март 2023 г.), обратили внимание авторы доклада.

В конце октября Центробанк Казахстана сообщил о том, что собирается ужесточить правила получения карт местных банков нерезидентами. В проекте постановления сообщалось, что для этого получатель должен будет предоставить ВНЖ, трудовой договор или справку из вуза – документы, оправдывающие его пребывание в стране. Пока этот шаг обсуждается.