В Китае зафиксирована рекордная почти за 15 лет дефляция

Цены падают четвертый месяц подряд
Imaginechina via AFP

В Китае вновь зафиксирована дефляция. Цены по итогам января снизились на 0,8%, следует из последних данных Национального бюро статистики КНР. Это рекорд с октября 2009 г., оценили «Ведомости». Дефляция уже преодолела значения периода пандемийного локдауна в декабре 2020 г. – тогда цены снижались на 0,5%. Китайские власти фиксируют дефляцию уже четвертый месяц подряд. Это также самый затяжной период снижения цен с 2009 г. Тогда дефляция длилась девять месяцев: с марта по ноябрь.

Статбюро КНР оценивает, что дефляция составляла 0,8% г/г как в городах, так и в сельской местности. Самое значительное падение показали цены на продукты питания – на 5,9%, цены на непродовольственные товары выросли на 0,4%, услуги подорожали на 0,5%.

Самое большое падение цен служба наблюдает в категории «Продукты питания, табак и алкоголь» – на 3,6%. В наибольшей степени подешевела свинина – на 17,3% г/г. За ней следуют свежие овощи – падение цен на 12,7%, мясо домашнего скота – 11,6%, свежие фрукты – 9,1%, яйца – 6,4%.

Дефляция также наблюдалась в категории «Транспорт и связь» – она составила 2,4%. На 5,6% упали цены на автомобили, на 1,7% – на средства связи. Использование и техническое обслуживание транспортных средств подешевело на 1,2%.

В остальных товарных категориях статслужба наблюдает рост цен. Инфляция категории «Одежда» составила 1,6% г/г, «Жилье» – 0,3%, «Предметы и услуги первой необходимости» – 1%, «Образование, культура и развлечения» – 1,3%, «Здравоохранение» – 1,3%, «Прочие товары и услуги» – 2,9%.

Дело не в экономии

Снижение цен подтверждает подавленность спроса в китайской экономике, но рекордная дефляция не означает, что риски резко усилились, считает первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. Январские показатели в первую очередь отражают заметное удешевление продовольствия, в том числе продолжающееся уже некоторое время снижение цен на такой важный для Китая продукт, как свинина, констатирует он. При этом основная причина не столько в том, что китайцы стали меньше есть свинину, больше экономить и в целом затянули пояса, сколько в резком росте производства в результате значительных инвестиций в отрасль, пояснил Копейкин. Свиноводство пострадало от африканской чумы свиней, напомнил он. Базовая инфляция, без учета цен на продовольствие и энергоносители, составила 0,4%, добавляет эксперт.

Часть экономистов на рынке считают, что цены на свинину должны восстановиться во втором полугодии и это может перевести инфляцию в положительную зону, отмечает аналитик «БКС мир инвестиций» Анатолий Клим. Однако пока риски дефляции сохраняются, Народный банк Китая (НБК) должен прибегнуть к более агрессивным мерам поддержки: очередное снижение ставок, стимулирование приобретения товаров долгосрочного пользования, уверен он.

Помимо низких цен на свинину, в Китае сохраняется общий слабый потребительский спрос – власти стараются реагировать путем снижения норм резервирования, вливания ликвидности в банковскую систему и стимулирования рынка недвижимости, указывает он. Дефляция может негативно отражаться на финансовых результатах компаний, так как создает давление на отпускные цены компаний и снижает корпоративные прибыли, добавляет Клим.

В ближайшие два месяца в Китае ожидается сохранение дефляции в годовом выражении, но при более сдержанных темпах – примерно 0,3%, отмечает доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова Анастасия Прикладова. В краткосрочной перспективе рост цен, скорее всего, будет колебаться в районе нулевой отметки, считает она. В рамках товарных групп динамика будет отличаться, например сейчас недельные отчеты показывают снижение цен на зерновые (пшеницу, кукурузу, сою – примерно на 3%) и повышение – на продукцию химической промышленности (бензол, сода, стирол – на 3–5%), рассуждает эксперт. Но в целом это не является достаточным основанием утверждать, что есть угрозы для китайской экономики, связанные с годовыми значениями дефляции, заключает она.

В этом году китайский Новый год пришелся на февраль, а не январь, и февральский спрос, очевидно, подстегнет положительную ценовую динамику, уверен Копейкин. Поэтому есть шансы, что уже по итогам этого месяцы дефляции не будет, считает он. При этом цены в секторе услуг по китайским меркам уже сейчас растут значительными темпами, предварительные цифры также показывают заметный рост числа путешествий по сравнению с доковидным 2019 годом, указывает эксперт. Это отражает успешность постепенной переориентации китайской экономики на внутреннее потребление, оценивает Копейкин.

Проседание фондовых рынков и долгосрочные проблемы на рынке недвижимости будут сказываться на потребительском поведении, но эти факторы уже давно не новость и заложены в ожидания, рассуждает он. Норма накоплений в стране крайне высока, а снижение цен на продовольствие оставляет больше средств для других покупок домохозяйствам с самыми низкими доходами, отмечает эксперт. В связи с этим пока не возникает сомнений, что рост ВВП страны по итогам 2024 г. будет близок к консенсус-прогнозам и заметно превысит 4%, заключает он.