В МВФ предложили Китаю повысить НДФЛ и ввести налог на имущество

Следовать этой рекомендации на фоне слабого спроса было бы опрометчиво, считают эксперты
AFP

Налоговая нагрузка на китайскую экономику значительно ниже, чем на страны G7 и G20, и КНР должна увеличить ее, чтобы справиться с внутренними проблемами. К такому выводу пришли эксперты Международного валютного фонда (МВФ) в февральском отчете «Китайская Народная Республика: Отдельные вопросы». В МВФ предлагают снизить региональные социальные сборы, но повысить федеральный подоходный налог (НДФЛ), а также ввести налог на имущество. Реформа должна увеличить бюджетные доходы КНР на 5–6% ВВП на протяжении ближайших пяти лет, причем половина от этого увеличения, как предполагают в МВФ, пойдет местным властям, испытывающим значительные финансовые трудности.

В МВФ добавляют, что это поможет Китаю наладить свою систему социальной защиты, а также сбалансирует спрос на недвижимость (китайцы часто покупают квартиры не для проживания, а для вложения капитала) и позволит снижать субсидии на ее покупку.

Платежи по социальным вкладам в Китае – это аналог российских страховых взносов. То есть проценты от зарплаты, которые должен уплачивать работник и работодатель на такие направления, как пенсии, медицинское страхование, страхование в случае производственных травм, страхование по безработице, пособия по беременности. Платежи по социальным вкладам поступают в региональные бюджеты (провинций, городов центрального подчинения). Ставки по ним и размеры облагаемого дохода различаются для каждого субъекта (например, для Пекина, Шанхая и Гуанчжоу ставки составляют около 37%).

НДФЛ получает центральное правительство. Он собирается в соответствии с прогрессивной шкалой: по минимальной ставке в 3% облагаются доходы от 60 000 юаней в год, максимальной ставкой в 45% облагаются доходы от 1,02 млн юаней в год.

Два варианта

Эксперты предлагают два сценария реформы НДФЛ: нейтральный и направленный на увеличение доходов.

Первый предполагает сокращение платежей по социальным вкладам на 3 п. п. для всех регионов, а также снижение нижней планки НДФЛ с 60 000 юаней в год до 30 000 юаней при увеличении минимальной ставки с 3 до 5%, верхняя планка при этом будет снижена с 1,02 млн юней в год до 750 000 юаней. Такая реформа, по оценкам МВФ, не создаст слишком сильного финансового давления на население, но и не приведет к увеличению доходов бюджета: общая доля подоходного налогообложения останется на уровне 9,5% ВВП.

При реализации сценария, направленного на увеличение доходов, ставка по социальным вкладам должна быть снижена на 2 п. п., а нижняя планка НДФЛ должна быть опущена с 60 000 до 15 000 юаней в год с увеличением ставки до 10%, верхняя планка должна быть опущена с 1,02 млн до 500 000 юаней в год. Хотя такой подход предполагает более сильное давление на население, он, по оценкам МВФ, должен увеличить доходы с подоходных налогов с текущих 9,5 до 10,9%.

Оба подхода предполагают сохранение самой высокой ставки НДФЛ в 45%.

«Обновленная система подоходного налогообложения с более высокими ставками НДФЛ вместе с более низкими платежами по социальным вкладам может снизить неравенство доходов и увеличить чистый доход от налогов граждан с большей склонностью к потреблению, способствовать восстановлению баланса в сторону роста, ориентированного на потребление», – оценивают в МВФ. Снижение платежей по социальным вкладам обязательно должно сопровождаться прямыми трансферами из федерального бюджета местным, чтобы не допустить ослабления системы социальной защиты, подчеркивают в МВФ.

Еще одной важной реформой эксперты фонда называют введение общенационального налога на недвижимость. На данный момент обложение недвижимости в Китае остается крайне децентрализованным, подчеркивают они. «К передаче имущества применяются различные налоги, основанные на сделках, ставки по которым зависят от местоположения, типа собственности и стоимости сделки, а также прогрессивный налог на прирост капитала – налог на повышение стоимости земли», – указывают они. Общенациональный налог на недвижимость является крайне политически чувствительной темой, поэтому его введение должно проводиться с большой осторожностью, указывают в МВФ.

«Полезная» рекомендация

В Китае сейчас нет дискуссии о возможном изменении НДФЛ, но действительно обсуждается введение налога на недвижимость, отметил заведующий сектором экономики и политики Китая Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Сергей Луконин. В реальности же, поднимая налог на доходы физических лиц, власти Китая могут нанести удар по стратегии «двойной циркуляции», которая основана на конечном потреблении. Это же касается и введения налога на недвижимость – в таком случае человек в Китае кроме ипотеки должен будет платить еще и налог, добавил он. Это сделает финансовое положение граждан еще более затруднительным при наличии второго объекта недвижимости, объясняет эксперт. Любое повышение налогов в любой стране «политически чувствительно», и логично, что в данном случае практические последствия могут быть из-за повышения долговой нагрузки на граждан.

По мнению Луконина, власти Китая не станут прислушиваться к упомянутым советам экспертов МВФ, так как могут видеть другие выходы из сложившейся ситуации. В КНР государство владеет природными ресурсами, а общая стоимость китайских госкорпораций в несколько раз больше, чем вся долговая нагрузка на китайскую экономику. По этой причине Китай, по мнению Луконина, имеет пространство для маневра по финансированию расходов бюджета. В отношении перераспределения налоговых доходов в Китае, наоборот, звучат голоса оставлять центральные налоги в провинциях, чтобы местные правительства в меньшей степени рассчитывали на передачу земель под застройку и не формировали долговой пузырь.

В Китае прогрессивная шкала доходов и доход физлиц до 5000 юаней в месяц не облагается налогом, напоминает профессор департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Цыплаков. В этом контексте в КНР периодически звучит дискуссия о возможности увеличить планку облагаемого налога, согласился он.

Идею ввести общенациональный налог на недвижимость власти Китая обсуждали еще при составлении планов на пятилетку 2021–2025 гг., но в итоге он так и не появился. Эта мера может быть целесообразной с фискальной точки зрения, но социальная реакция на нее может быть острой, допускает Цыплаков.

Партийный работник независимо от чина должен жить на зарплату, ездить на общественном транспорте, поддерживать отечественного производителя и жить в социально доступном жилье без излишеств, но в КНР это не всегда так, отметила эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Анна Кокорева. По ее мнению, введение общенационального налога на недвижимость встретит значительное сопротивление «сверху». Кроме того, реализовать его сбор технически сложно, так как нет единого реестра собственников, это также принесет ущерб ряду собственников на фоне кризиса на рынке недвижимости, добавляет Кокорева.

МВФ исходит из того, что уровень налогообложения в Китае относительно ВВП существенно ниже, чем в странах ОЭСР. Структура налоговых поступлений также отличается, поскольку доля подоходного налога относительно невысока, а планка для минимальной ставки довольно солидная, добавил первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. Впрочем, частично это компенсируется высокими соцсборами, добавил он.

С учетом высокого уровня долга и старения населения налоги придется рано или поздно повышать, считает он. Существующий дисбаланс между финансовыми возможностями и обязательствами региональных и местных властей, а также сохраняющийся высокий разрыв между относительно богатыми и менее обеспеченными территориями требуют выделения дополнительных ресурсов, отмечает эксперт. Но кардинальное повышение налоговой нагрузки на несколько процентов ВВП не выглядит приемлемым на фоне постепенного замедления экономического роста, оценивает он.

Предлагаемые изменения НДФЛ могли бы привести к повышению бремени для наиболее состоятельных налогоплательщиков, но это как раз та категория, которая и так существенно пострадала от негативных тенденций на рынке недвижимости и фондовом рынке, рассуждает Копейкин. И реакция таких домохозяйств может сказаться на предпринимательской и инвестиционной активности, добавляет он. Повышение налогообложения недвижимости тем более вряд ли будет воспринято обществом позитивно, учитывая, что для многих семей это основной актив и пенсионные накопления одновременно, подчеркивает эксперт.