Эксперты IIF оценили последствия конфликта на Ближнем Востоке для экономики

Эскалация приведет к замедлению мирового ВВП на 0,4 процентного пункта
Ayman Aref / AP

Эскалация конфликта в Красном море приведет к разрушительным последствиям для мировой торговли, взлету цен на сырьевые товары и замедлению глобального ВВП в 2024 г., прогнозируют эксперты вашингтонского Института международных финансов (IIF). Это негативный сценарий, вероятность которого составляет 30%, говорится в февральском отчете IIF «Глобальные экономические последствия региональной войны на Ближнем Востоке». Базовый сценарий предполагает, что столкновения удастся погасить в ближайшие несколько месяцев, а логистика по прежним маршрутам возобновится. Вероятность такого развития событий оценивается в 70%. Хотя шансы на сравнительно благоприятное разрешение ситуации пока достаточно высоки, видимых предпосылок для деэскалации на данный момент не наблюдается, следует из отчета.

Эксперты IIF напомнили, что в октябре, в начале войны между Израилем и «Хамас», было смоделировано три варианта развития конфликта: оперативное обезглавливание «Хамас» и освобождение заложников, крупномасштабная операция с вероятным разрастанием конфликта на другие регионы, быстрое прекращение огня и мирный договор. Пока все идет по второму, наиболее опасному сценарию, отметили в IIF. Удары иранской «Оси сопротивления» по военным объектам США, по кораблям, следующим Баб-эль-Мандебским проливом, и реакция Запада на эти действия значительно усугубили ситуацию, пишут аналитики.

С точки зрения последствий для мировой экономики особую тревогу вызывают нападения на грузовые суда в Красном море, отмечается в отчете. Нагрузка на Суэцкий канал упала почти вдвое. Если в ноябре по нему проходило 75 судов, то в январе 2024 г. уже лишь 45. На торговый путь по Красному морю приходится 12% мировой торговли, в 2023 г. 10% морских перевозок нефти и 8% СПГ проходили по этому пути. Вынужденное удлинение маршрута – суда огибают мыс Доброй Надежды – увеличивает риски возникновения узких мест в цепочке поставок и уже привело к росту стоимости фрахта и создало инфляционное давление.

13 декабря йеменские хуситы заявили, что будут нападать на все суда, идущие в Израиль. С тех пор они обстреляли десятки торговых кораблей и смогли захватить как минимум два: болгарский сухогруз «Руен» и грузовое судно Galaxy Leader. 20 декабря глава евродипломатии Жозеп Боррель объявил, что страны Евросоюза примут участие в операции США «Страж процветания» по обеспечению свободы судоходства в Красном море.

Она объединит Великобританию, Бахрейн, Канаду, Францию, Италию, Нидерланды, Норвегию, Сейшелы и Испанию. 

Базовый и негативный сценарии

В основном варианте предполагается, что удары Запада серьезно ослабят военный потенциал хуситов и торговля через Красное море в ближайшие несколько месяцев возобновится. Столкновения между Израилем и «Хезболлой» продолжатся, но будут ограниченными. Конфликт будет затухать. Проблемы с логистикой окажутся кратковременным явлением без серьезных последствий для перспектив мировой экономики. Пока относительно слабый спрос в США и Китае позволил сгладить давление, которое возникло из-за перебоев в логистике. Специальный индикатор ФРБ Нью-Йорка (один из банков ФРС) показывает, что давление в цепочках поставок в январе находилось на исторически среднем уровне. Он имеет тенденцию к росту, но в случае скорого разрешения конфликта ситуация нормализуется. Базовый сценарий предполагает, что глобальный экономический рост замедлится с 3,1% в 2023 г. Инфляция в странах с развитой экономикой и странах с формирующимся рынком продолжит снижаться до целевых показателей к концу 2024 г.

Если же Запад не сможет ослабить хуситов, их атаки в Красном море продолжатся. Негативный сценарий также предполагает, что конфликт между Израилем и «Хезболлой» перерастет в полномасштабную войну, включая ракетные обстрелы израильских городов и стратегических объектов, а также массированные бомбардировки Израилем крупных городов Ливана. Хуситы будут нападать на нефтяные танкеры и перевозчиков сырья, такого как железная руда и зерно. Развитие войны в Газе и Ливане может втянуть Иран в прямую конфронтацию с Израилем и США, что приведет к нарушению судоходства в Ормузском проливе. Через него проходит около 30% мировых поставок нефти – значительная часть экспорта из Саудовской Аравии, Ирака, Ирана, ОАЭ, Кувейта и Катара.

Глобальный экономический рост замедлится на 0,4 процентного пункта по сравнению с базовым сценарием до 2,4% в 2024 г. Динамика ВВП еврозоны замедлится до 0,4%, экономика США вырастет только на 1,7%. При этом экономика Ближнего Востока сократится на 0,6% вместо роста на 1,6% в базовом сценарии. Цены на нефть и природный газ вырастут на 40%, рост объема мировой торговли снизится до 0,8% по сравнению с 1,6% в базовом сценарии, продолжат дорожать перевозки и страхование, инфляция ускорится. США и Европе придется значительно дольше сохранять высокие процентные ставки. Быстрее будут расти цены: инфляция в развитых экономиках составит 3%, в развивающихся – 8,1%. 

Реализация сценариев

Оба представленных IIF сценария выглядят крайне гипотетическими, оценивает первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. Вряд ли можно рассчитывать на то, что риски для судоходства в Красном море быстро снизятся в ближайшие пару месяцев, как предусматривает базовый сценарий, сомневается он. В данном случае не имеет особого значения, рассматриваются ли варианты силовых действий или достижение неких договоренностей, уточняет эксперт. Но также не кажется слишком вероятным и описанный сценарий с существенной эскалацией, который предполагает масштабные бомбардировки Ливана и активное вовлечение в конфликт «Хезболлы» и Ирана, добавляет Копейкин.

Сценарии IIF могли бы реализоваться в том случае, если бы причины атак хуситов сводились только к действиям Израиля в секторе Газа, отмечает доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Денис Перепелица. Если взглянуть более широко на данную проблему, то вырисовывается вполне логичная картина перекрытия движения в Красном море с целью восстановления трансаравийского нефтепровода (также известен под названием «Таплайн»), а также трансизраильского нефтепровода (также известен под названием «Типлайн»), рассуждает он. Вероятно, атаки хуситов будут продолжаться до тех пор, пока новые нефтяные маршруты не будут открыты по экономическим соображениям, полагает эксперт. Это значит, что с наибольшей вероятностью может реализоваться пессимистичный сценарий IIF, заключает он. В таких обстоятельствах более всего страдает Египет, лишившись доходов от Суэцкого канала, добавляет Перепелица. 

Участвующую в операции против хуситов группировку кораблей НАТО вряд ли будут увеличивать и наращивать ее боевые возможности, полагает научный сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Илья Крамник. У ВМС этих стран есть и более важные задачи по сдерживанию потенциальных противников в других акваториях, пока это максимум, что они могут направить в Красное море при нынешней обстановке, поясняет он. А если наращивать боевые возможности группировки не будут, то интенсивность ее ракетно-бомбовых ударов сохранится примерно на том же уровне, равно как и атаки хуситов по военным и гражданским кораблям не станут интенсивнее, полагает он. А это значит, что более глубокое вовлечение других ближневосточных держав на стороне хуситов или против них вряд ли возможно, говорит Крамник.

Хуситы и экономика

Пока рынок отреагировал на атаки хуситов изменением логистических маршрутов и ростом ставок фрахта, которые, однако, еще довольно далеки от пиков 2021–2022 гг., отмечает Копейкин.

Важнее сам факт перебоев поставок из-за удлинения сроков транспортировки, подчеркивает он. Например, ряд автопроизводителей были вынуждены приостанавливать производство на европейских заводах в январе – феврале из-за не поставленных вовремя комплектующих, указывает эксперт. Это оказывает дополнительное инфляционное давление, что, вероятно, действительно добавляет десятки базисных пунктов к ожидаемым темпам роста цен, замедляя экономический рост на десятые доли процента, соглашается он. Это также действительно может сдвинуть сроки смягчения ДКП в развитых странах, добавляет Копейкин. 

Фактор хуситов будет оставаться, пока будет продолжаться конфликт в Газе, и вряд ли у США, Великобритании и их военно-морских союзников найдутся ресурсы, чтобы подавить деятельность йеменских повстанцев, считает эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. Тактически хуситы чувствуют себя вполне уверенно в текущих условиях и будут продолжать атаки на прежнем уровне до разрешения ситуации в Газе, уверен он. При этом негативное влияние прежде всего испытают ближневосточные страны бассейна Красного моря – Египет и Израиль. Израильский порт Эйлат фактически перестал использоваться – хуситы, по сути, добились своей главной цели, оценивает он. 

Ставки ФРС и ЕЦБ тем временем связаны больше со стоимостью обслуживания американского долга, напоминает Перепелица. И ФРС, а следовательно, и ЕЦБ вслед за ней будут вынуждены снизить ставку для недопущения сокращения бюджета США из-за высокой стоимости обслуживания американского долга, к которой неминуемо приведет долгий цикл высоких ставок, поясняет он.