Белый дом настаивает на штрафах за непродажу валютной выручки

Правительство не поддержало редакцию законопроекта без ответственности за нарушения валютного указа президента
С изменением текста законопроекта ко второму чтению изменилась и позиция правительства/ Алексей Орлов / Ведомости

Правительство отозвало положительное заключение на депутатский законопроект с поправками в КоАП, после того как профильный комитет Госдумы при подготовке инициативы ко второму чтению исключил из нее норму о штрафах за непродажу валютной выручки. Это следует из нового официального отзыва кабмина, подписанного вице-премьером, руководителем аппарата правительства Дмитрием Григоренко. Документ опубликован в думской базе 20 февраля. Из-за позиции правительства второе чтение документа отложили, рассказали «Ведомостям» источники, близкие к Госдуме.

В новом отзыве правительства подчеркивается, что кабмин поддержал именно первоначальную редакцию законопроекта, ключевым моментом которой выступали поправки в ч. 3 ст. 15.25 КоАПа, вводящие административную ответственность за нарушение правил обязательной продажи экспортной выручки. Это требование для крупнейших российских экспортеров было установлено указом президента № 771, напоминает Григоренко. Мера поддерживает экономический суверенитет и безопасность страны и уже привела к ощутимым результатам: обеспечила мониторинг операций российских экспортеров на внутреннем валютном рынке и нивелировала резкий отток капитала из страны.

С изменением текста законопроекта ко второму чтению изменилась и позиция правительства, пояснил представитель аппарата Григоренко. Обновленный документ, подготовленный к рассмотрению, кабмин не поддерживает.

Законопроект прошел первое чтение 30 ноября. В первоначальной редакции он вводил два новых штрафа: за непродажу валюты экспортерами и за невыкуп долей иностранцев при переводе из-за рубежа в Россию акций экономически значимых организаций. Но по ходу дальнейшего обсуждения комитет Госдумы по госстроительству, курирующий законопроект, предложил исключить из него поправки, касающиеся требования о продаже валютной выручки.

Законодатели приняли такое решение, вняв просьбам бизнеса подождать с ужесточением требований, сообщал «Ведомостям» источник, близкий к Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП).

Требование о продаже валютной выручки вступило в силу с 16 октября и должно было действовать до 30 апреля. При этом в конце января правительство сообщило, что готовит предложения о продлении требования об обязательной репатриации и продаже валюты на весь 2024 год. С такой инициативой выступил первый вице-премьер Андрей Белоусов. В целом экспортеры выполняют указ и это позволило стабилизировать курс на отметке 90 руб./$, указал Белоусов. С предложением вице-премьера согласился помощник президента Максим Орешкин. 

В Банке России продление не поддержали. Важность этой меры для стабилизации курса рубля значимо уступает другим мерам и эффектам, заявила в феврале председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

В правительстве, Минфине и ЦБ отказались от комментариев.

Законопроект заморожен

Рассмотрение законопроекта во втором чтении уже дважды переносилось, рассказал «Ведомостям» источник в нижней палате парламента. Совет Думы 14 февраля должен был вынести обновленный вариант проекта на пленарное заседание, назначенное на 15 февраля, но этого не произошло. Второй раз в повестке совета документ стоял 19 февраля, чтобы Дума рассмотрела его на заседании на следующий день. Однако совет вновь принял решение отложить законопроект.

Рассмотрение документа перенесли, так как у правительства и депутатов возникли разногласия по штрафам за непродажу валюты, пояснил источник. Отчасти это связано с позицией ЦБ, где не поддерживают введение этой меры.

Представитель Банка России не ответил на запрос «Ведомостей». Один из авторов инициативы – депутат Даниил Бессарабов подтвердил, что проект решено отложить, так как пункт про валютную выручку вызвал разногласия.

Перед вторым чтением документ «требует согласования, чтобы найти оптимальный, компромиссный вариант», указал депутат. Рассматривать законопроект на заседании профильного комитета повторно пока не планируется, добавил Бессарабов. «Исходим из того, что решение комитета есть, если подходы будут меняться, тогда будет рассматриваться повторно», – сказал он.

Нужны ли штрафы

Желание правительства сохранить поправку о штрафах обусловлено необходимостью упрочить механизм выполнения новых требований, закрепив на нормативном уровне не только саму обязанность по продаже выручки, но и последствия ее нарушения, считает руководитель практики валютного и AML-комплаенса Kept Антон Руднев. Штраф в размере до 100% от суммы непроданной валютной выручки, по сути, лишает экспортера всего дохода по конкретной сделке. Если бы санкция была установлена в диапазоне от 20 до 40% указанной суммы (по аналогии со штрафами за незаконные валютные операции), то бизнес-сообщество восприняло бы норму не так болезненно, предположил он.

О чем просил бизнес

В начале декабря президент РСПП Александр Шохин направлял главе комитета Госдумы по госстроительству Павлу Крашенинникову письмо с предложением отказаться от введения нового состава правонарушения. Это объяснялось тем, что санкции за отказ от реализации экспортной выручки уже предусмотрены статьей 15.25 КоАПа, посвященной нарушениям валютного законодательства в целом. Кроме того, указ президента, которым введено требование, носит временный характер, тогда как предлагаемая новая норма по штрафам в КоАПе будет постоянной. Предложение РСПП в правительстве не поддержали, пояснив, что в перспективе это может отразиться на исполнении указа, писали «Ведомости».
Первая версия документа, поддержанная правительством в октябре, предполагала введение штрафов за уклонение от продажи валюты для должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб., а для самих компаний – от 3/4 до одного размера суммы выручки, не реализованной в установленном порядке. Рекомендации по доработке касались предельного размера штрафа, определения ответственного ведомства, которое будет следить за исполнением нормы, а также сроков давности (законопроект предполагал введение штрафов задним числом), писали «Ведомости». 

Крупный размер штрафа, за введение которого выступает правительство, говорит о том, что оно стремится обозначить важность вопроса о продаже валюты, отметил адвокат, советник направления комплаенса юридической фирмы Vegas Lex Илья Шенгелия. Но с точки зрения интересов бизнеса оптимальным вариантом будет сохранение уже существующих механизмов административного регулирования, особенно с учетом того, что их эффективность подтверждается дисциплинированностью компаний, добавил эксперт.

Учитывая, что введенные властями меры и так позволили стабилизировать курс рубля, предлагаемые поправки могут привести к ограничению деятельности бизнеса, согласился партнер юридической фирмы BBNP Кирилл Щербаков. В условиях вынужденной оптимизации бизнес-процессов на фоне действующих санкций компании вряд ли согласятся на установление новых штрафов, считает он.

Активное продвижение штрафов правительством может иметь самые разные причины – указ президента и постановление правительства, которыми введено обязательство по продаже валютной выручки, носят закрытый характер и общественности мало известно о том, как идет исполнение требований, отмечает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Если допустить, что масштабных нарушений нет, то позицию кабмина можно объяснить тем, что он собирается продлить обязательство до конца года и хочет обеспечить его выполнение на протяжении будущих месяцев, добавил он.

Дальнейшую судьбу законопроекта предсказать сложно, так как законотворческая практика сильно изменилась в последние годы: в частности, проект могут отозвать или заморозить на долгое время, полагает Климанов. Эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Михаил Зельцер, в свою очередь, уверен, что аргументы правительства перевесят мнение депутатов и бизнеса и штрафы за непродажу выручки вернутся в законопроект. В пользу этого прогноза говорит опыт более раннего взаимодействия властей с бизнесом по этому вопросу – всем было известно, что у экспортеров могут возникнуть трудности с экспортно-импортными операциями, но ценовая стабильность в экономике и волатильность курса рубля оказались важнее локальных издержек компаний.