Власти готовят закон о штрафах за нарушение спецмер из указов президента

Минюст работает над новой статьей в КоАП об ответственности за несоблюдение контрсанкций
Внесение законопроекта в Госдуму затягивается из-за разногласий/ Максим Стулов / Ведомости

Власти начали готовить законопроект, который должен будет ввести ответственность за нарушение специальных мер из контрсанкционных указов президента (например, об ответе на ограничения по ценам на нефть). Об этом «Ведомостям» сообщили два близких к правительству источника, об этом также известно собеседнику, близкому к Банку России. По их словам, курирует разработку Минюст. Крупный бизнес также знает о подготовке такого регулирования. Три собеседника, близких к Российскому союзу промышленников и предпринимателей, сообщили, что их предупреждали о подготовке такого документа. Представитель Минфина на запрос «Ведомостей» подтвердил, что законопроект разрабатывается. По его словам, речь идет в том числе о введении в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) отдельной статьи об ответственности за нарушение спецмер.

Минфин поддерживает законопроект Минюста, добавил представитель этого ведомства. Представители Минюста и правительства не ответили на запросы «Ведомостей».

По словам источника, близкого к правительству, Минюст разрабатывает законопроект еще с прошлого года и его должны были принять до конца 2023 г., но в процессе согласования мер ответственности возникли сложности. Одно из разногласий связано с введением штрафов за нарушение требований к продаже валютной выручки, отметил другой собеседник, также близкий к кабмину. Его собирались ввести оперативно – в пакете поправок к КоАПу, куда также вошли штрафы за невыкуп долей иностранцев при переводе из-за рубежа в Россию акций экономически значимых организаций. Документ уже прошел первое чтение, но после этого комитет Госдумы по госстроительству, курирующий законопроект, предложил исключить из него поправки, касающиеся требования о продаже валютной выручки. Комитет выступил с такой инициативой под предлогом, что эта мера войдет в общий документ об ответственности за несоблюдение спецмер, уточнил источник. Но в правительстве с этим не согласились: в кабмине настаивают, чтобы штрафы за валютные нарушения были введены этим законопроектом, писали «Ведомости». Дело в том, что одобрение этого документа в Госдуме может потребовать меньше времени, чем обсуждение крупного пакета регулирования ответственности за нарушение спецмер.

Требование о продаже валютной выручки должно было действовать до 30 апреля, при этом правительство хочет его продлить на весь 2024 год.

Какие есть спецмеры

Термин «спецмеры» был введен в российское законодательство в 2006 г. При этом их широкое применение началось с 2014 г. – после введения санкций из-за присоединения Крыма к России. В ответ на волны санкций 2022 г. президент России Владимир Путин подписал девять указов о введении спецмер в связи с недружественными действиями ряда стран.

  • Указ от 28 февраля обязывал экспортеров возвращать и продавать 80% валютной выручки (в феврале 2023 г. это требование было отменено. Также документ запрещал валютные операции в пользу нерезидентов и открытие вкладов в банках, находящихся за рубежом.

  • Указ от 1 марта 2022 г. вводил ограничения на вывоз иностранной валюты, а также совершение сделок с акциями и недвижимостью с лицами из недружест­венных стран.

  • 5 марта был подписан документ, который предусматривал специальный механизм согласования сделок с юридическими и физическими лицами из недружественных стран через правкомиссию по иностранным инвестициям с использованием счетов типа С.

  • 8 марта был опубликован указ о введении спецмер в сфере внешнеэкономической деятельности для обеспечения безопасности РФ – они наделяли правительство правом составлять перечень продукции, запрещенной для ввоза или вывоза из России. Действие этого документа продлили до конца 2025 г.

  • 3 мая был наложен запрет на  сделки с юридическими и физическими лицами, которые находятся в российском санкционном списке.

  • 5 августа 2022 г. президент запретил сделки с долями иностранцев из недружественных стран в российских стратегических предприятиях, компаниях топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и банках.

  • 7 октября президент ввел дополнительные специальные экономические меры в сфере ТЭКа. Этим документом президент поручил правительству создать нового, российского оператора проекта «Сахалин-1» вместо американского Exxon.

  • 27 декабря 2022 г. Путин запретил поставки российской нефти и нефтепродуктов, если в контракте указан «потолок цен». Срок действия этого документа продлен до 30 июня 2024 г.

  • 11 октября 2023 г. президент подписал указ о введении на шесть месяцев нового требования по обязательной репатриации валютной выручки. При этом документ не был опубликован, а в постановлении правительства он не фигурировал как спецмера. По нему российские экспортеры должны зачислить на счета в России не менее 80% валютной выручки в течение 60 дней с момента ее получения. Продавать в России они обязаны от 90% зачисленных средств.

Какая может быть ответственность

В КоАПе может появиться новый состав в ст. 15.25 (нарушение валютного законодательства РФ), полагает руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. В КоАП новые наказания будут внесены либо отдельной статьей после уже существующей ст. 15.25 (обычно к номеру статьи добавляется .1, чтобы не нарушалась общая нумерация статей), либо новыми частями в статью 15.25, считает адвокат Forward Legal Тимур Тажиров.

Эксперты не исключают, что ответственность в некоторых случаях может быть уголовной – соответственно, поправки могут быть внесены и в Уголовный кодекс (УК) РФ. Такое возможно за деяния с повышенной общественной опасностью, отмечает Зарипов. По словам Тажирова, в УК могут попасть наиболее серьезные, по мнению участников законотворческого процесса, нарушения указов, а также повторное неисполнение требований.

Указы вводили запреты на определенные действия, а контроль за исполнением этих запретов ложился, например, на банки, которые не пропускали платежи, или на нотариусов, которые не удостоверяли сделки с долями в обществах, принадлежащих недружественным нерезидентам, отмечает Тажиров. Наказание за неисполнение запретов напрашивался давно, считает юрист.

Государство может вполне полагаться на нормы права только тогда, когда за их невыполнение есть ответственность, поэтому требования указов должны быть обеспечены санкциями за их нарушение, согласен Зарипов. В случае несогласования сделок с иностранцами их могут признать недействительными по правилам ГК РФ, но это не карательная мера, а восстановительная, добавил эксперт. Бизнесу дали адаптироваться к санкционному режиму и с конца прошлого года наблюдается ужесточение государственной политики в отношении внешнеэкономических сделок, считает юрист.

В подготовке статьи участвовала Елена Мухаметшина