Как может выглядеть новая дифференцированная система налогообложения

С таким предложением выступил президент в ходе послания Федеральному собранию
Уменьшение налоговой нагрузки для лиц с низкими доходами будет осуществляться, вероятно, в рамках уже имеющихся механизмов/ Getty Images

Президент России Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию предложил «продумать подходы к модернизации нашей фискальной системы, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы». И, напротив, нужно снизить налоговую нагрузку на семьи, в том числе за счет вычетов, сказал он.

По словам президента, измененная налоговая система должна обеспечивать поступление ресурсов для решения общенациональных задач и региональных программ, сокращать неравенство как в целом в обществе, так и в развитии разных регионов. Необходимый комплекс поправок Путин ждет от правительства и депутатов «в ближайшее время». После внесения правок он предложил зафиксировать основные параметры новой налоговой системы до 2030 г.

Президент не рассказал, как будет изменена система, раскрыв лишь некоторые детали будущих правок. В частности, он предложил увеличить в 2 раза налоговый вычет – до 2800 руб. в месяц на второго ребенка и до 6000 руб. на третьего и каждого последующего. Сейчас официально работающие граждане могут уменьшить налоговую базу, если у них есть несовершеннолетние дети. Размер годового дохода, на который распространяется вычет, президент также предложил повысить – с 350 000 до 450 000 руб.

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что законодательные инициативы по дифференциации налогообложения, о котором говорил президент, уже подготовлены, но не раскрыл их. Он отметил, что Минфин будет работать с законодателями и бизнесом по этому вопросу (цитата по «Интерфаксу»).

Прогресс НДФЛ

Говоря о дифференцированной системе налогообложения, президент мог иметь в виду в том числе расширение прогрессивной шкалы НФДЛ, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты.

Плоская шкала НДФЛ действовала в России с 2001 г. с общей для всех ставкой 13%. С 2021 г. введена повышенная ставка для состоятельных россиян: 15% с дохода свыше 5 млн руб. в год. В 2022 г. – за второй год действия прогрессивной шкалы – в бюджетную систему от таких граждан поступил 1 трлн руб. Это почти на 60% больше, чем в 2021 г. Если стандартный налог (13%) идет в региональные бюджеты, то дополнительные 2 процентных пункта идут в федеральный бюджет и могут тратиться на общефедеральные проекты (сейчас – на лечение детей со сложными болезнями).

«Думаю, из меню возможных мер наиболее вероятны решения по расширению прогрессивной ставки НДФЛ», – рассуждает руководитель группы суверенных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Повышенная ставка на сверхдоходы – «более правильный путь, нежели снижение порога ставки 15% ниже 5 млн руб., которое ударяет в первую очередь по среднему классу», – соглашается старший научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики РАНХиГС Владимир Громов. Экономист Виктор Тунев добавляет, что, если следовать идее справедливого распределения бремени, нужно говорить не только о росте прогрессии для высоких доходов, но и о снижении ставки или даже отказе от обложения для минимальных заработков граждан. Доход выше определенной планки можно облагать не по 15%, а по 20–30%, рассуждает Тунев, а новые планки могут доходить до 100 млн руб.

Переход к прогрессивной шкале может потребовать и пересмотра подхода к формированию границ для предельных ставок, замечает главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков: например, ежегодного пересмотра с учетом роста цен в экономике.

Неравенство и конкуренция

Летом 2023 г. эксперты Научно-исследовательского финансового института Минфина в статье «Влияние уровня и структуры налогового бремени на неравенство граждан» заявили о необходимости дальнейшего усиления прогрессии НДФЛ в России. Они установили, что чем выше доля подоходного налога в общих фискальных доходах бюджета, тем ниже уровень неравенства граждан. Хотя для России такого исследования не проводилось, эксперты полагают, что при сложившемся уровне неравенства доходов мягкая прогрессия (введенная в 2021 г.) не оказывает существенного сглаживающего воздействия. Кроме того, ученые считают, что косвенное налогообложение в России не оказывает существенного влияния на сглаживание неравенства, несмотря на наличие пониженной ставки 10% НДС для социально значимых товаров.

Неравенство в России

Последние данные Росстата свидетельствуют о том, что неравенство в России в прошлом году увеличилось. Коэффициент Джинни (универсальный показатель неравенства доходов граждан, их концентрации, где 0 – абсолютное равенство, а 1 – абсолютное неравенство) вырос в 2023 г. до 0,403 после 0,395 в 2022 г. Кроме того, по данным статистического ведомства, на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 29,7% общего объема денежных доходов (в 2022 г. – 29,1%), а на долю 10% наименее обеспеченного – 2,0% (2,1%).

Разные депутаты периодически выходят с идеями о прогрессивной шкале под заявления о борьбе с неравенством, но без серьезной экономической проработки. Например, в феврале депутаты «Справедливой России» внесли в Госдуму законопроект, который предлагает повышение ставки НДФЛ по мере увеличения дохода. По нему если годовой доход составляет от 5 млн до 24 млн руб., ставка составит 15%, при 24–200 млн – 18%, при 200 –500 млн – 20%, свыше 500 млн – 25%. Были и предложения по снижению нагрузки для определенных категорий граждан. В ноябре спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предлагала вообще освободить от НДФЛ многодетные семьи.

Потенциальное введение дифференцированной ставки налога для физлиц – резидентов России необходимо делать очень аккуратно, полагает партнер Б1 Марина Белякова. По ее словам, в некоторых соседних государствах налоговый режим в итоге может оказаться более благоприятным: «Человеческий капитал мобилен, и условия налогообложения не должны приводить к массовым решениям о переезде, особенно в части востребованных качественных специалистов, в которых очевидно заинтересована российская экономика». При повышении налогов всегда есть риск возврата к непрозрачным структурам получения доходов, добавляет она, это означает и большую нагрузку в части администрирования.

Необлагаемый минимум

Необлагаемый минимум может соответствовать, например, уровню МРОТ (в 2024 г. – 19 242 руб.), оценивает Тунев. Если необлагаемый минимум будет частью обновленного НДФЛ, то он может составить от 0,5 до 1 МРОТ, предполагает Исаков. При этом такая модель снизит общие сборы примерно на 5% (при обнулении ставки для 20% налогоплательщиков), указывает эксперт.

Появление всеобщего необлагаемого минимума в размере, сопоставимом хотя бы с МРОТ, нереалистично, поскольку такой шаг сильно сократит доходную часть региональных бюджетов, в которые поступает НДФЛ, спорит Громов. Уменьшение налоговой нагрузки для лиц с низкими доходами будет осуществляться, вероятно, в рамках уже имеющихся механизмов, т. е. путем увеличения стандартных налоговых вычетов в их действующем составе, считает он.

В этом случае потребуется новое регулирование доходов региональных бюджетов, потому что они зависят от собираемости НДФЛ с малоимущих и ощутят выпадение доходов, считает Тунев. Налог по прогрессивной шкале должен собираться напрямую в федеральный бюджет, как сейчас. Снижение сбора налогов неравномерно распределено на уровне регионов и потребует использования трансфертов через федеральный бюджет между регионами донорами и реципиентами, согласен Исаков.

Налоги для бизнеса

Аналогичная история с прогрессией может быть воспроизведена для организаций, предполагает Тунев. «Прибыль у крупнейших налогоплательщиков, которые извлекают выгоду в том числе из своего монопольного положения, может облагаться не по 20%, а по 25–30%. Например, при отсечке 100 млрд руб. или выше», – считает эксперт.

Нельзя исключать, что в текущих условиях государство предложит рост нагрузки, например, по налогу на прибыль, но важно, чтобы это на ближайшие годы стало потолком, отмечает Белякова. Главное условие – предсказуемость условий, добавляет она: неожиданное введение новой нагрузки критично для долгосрочных инвестиционных проектов. Важно, чтобы в условиях потенциального роста налогов больший потенциал фискального стимулирования получили бы компании, которые активно инвестируют, указывает эксперт. Справедливость новых правил – это всегда баланс между интересами бизнеса и государства, отмечает Белякова.

Вопросы повышения налоговой нагрузки на бизнес в обмен на предоставление инвестиционных вычетов и гарантии неизменности нагрузки по другим налогам обсуждался на встрече Путина с РСПП в ноябре, писали «Ведомости». По итогам президент поручил правительству рассмотреть введение дифференцированной ставки по налогу на прибыль, которая будет зависеть от объема инвестиций бизнеса, писал Forbes.

«Ведомости» направили запрос в Минфин и РСПП.