Минфин выставит на продажу национализированные компании

Ведомство надеется получить от приватизации 100 млрд рублей в этом году
Важно продать госсобственность недешево и не потерять важные инструменты при единоличном контроле и управлении / Максим Стулов / Ведомости

Рост поступлений от приватизации в 2024 г. обеспечит продажа активов, обращенных в доход государства по решению суда, сообщил «Ведомостям» представитель Минфина. 13 марта министр финансов Антон Силуанов объявил, что власти ждут более 100 млрд руб. от продажи госактивов. Это примерно в 100 раз больше, чем запланировано в законе о бюджете на 2024 г.

«Поступление дополнительных доходов и средств от приватизации у нас в этом году в бюджете чуть больше 1 млрд. Мы считаем, что цифра должна быть скорректирована – не менее 100 млрд руб. мы ставим задачу сформировать», – сказал он.

В первую очередь власти собираются продать активы, которые были получены в собственность государства в прошлом году, пояснил «Ведомостям» источник, близкий к правительству и знакомый с планами Минфина. То есть речи о продаже долей государства в крупнейших госкомпаниях не идет, подчеркнул он. Среди компаний, продажа которых может увеличить поступления от приватизации, собеседник назвал «Росспиртпром» (продажа была запланирована еще в 2023 г., стоимость актива Росимущество оценило в 10,6 млрд руб.), химическую компанию «Метафракс» (прибыль группы в 2022 г. составила 10,6 млрд руб.), Челябинский электрометаллургический комбинат (эксперты РБК оценивали активы в сумму не менее 100 млрд руб.), агрохолдинг «Покровский» (идет аудит, Генпрокуратура при расследовании оценивала в сумму около 100 млрд руб.), банк «Вятич» (активы составляют менее 1 млрд руб.), Калининградский морской порт (в 2022 г. выручка составила 1 млрд руб.).

Государство также может продать иностранные активы, в случае если через суд они будут обращены в собственность государства, добавил источник. В частности, сейчас во временном управлении Росимущества находятся акции автодилера «Рольф», доля в пивоваренной компании «Балтика».

По данным Росимущества, в 2023 г. от приватизации поступило 29 млрд руб. в бюджет при плане в 1,8 млрд руб. Большую часть этой суммы составили крупные продажи – компании «Феникс», управляющей портом Бронка в Санкт-Петербурге (10,9 млрд руб.), алтайского завода «Каучуксульфат» (10,3 млрд руб.), Первой образцовой типографии (4,9 млрд руб.), предприятия по добыче золота «Терней золото» (1,2 млрд руб.). Массовая приватизация принесла бюджету 1,1 млрд руб. Еще 1,8 млрд руб. перечислено в Соцфонд от реализации «коррупционного имущества». Это следует из презентации Росимущества, представленной на коллегии.

«Ведомости» направили запрос в Росимущество. Представитель Минпромторга перенаправил вопрос в Минфин.

Эффективность управления

В прошлом году иски Генпрокуратуры об изъятии собственности в пользу государства стали приобретать массовый характер. На этом фоне власти активно обсуждали на Восточном экономическом форуме тему, есть ли тренд на национализацию или деприватизацию. Президент России Владимир Путин в ходе своего выступления заверил, что никакой деприватизации, которой опасается бизнес, не будет. По словам главы государства, работа Генпрокуратуры по отдельным направлениям не связана с какими-то системными решениями властей. Министр экономического развития Максим Решетников говорил, что это «путь в никуда». Помощник президента Максим Орешкин подчеркивал, что государство в лице чиновников «не очень хороший собственник».

В качестве защиты от деприватизации РСПП готовит поправки в законодательство, сообщал журналистам глава союза Александр Шохин. По его словам, эта тема обсуждалась с Путиным в ходе встречи с крупным бизнесом в ноябре.

Имущество, перешедшее государству по судебному решению, ему не особенно нужно – эти активы непрофильные и ими сложно управлять эффективно, отметил гендиректор Агентства трансформации и развития экономики Владислав Онищенко. Вряд ли активы забирали в госсобственность изначально с планом их продажи: прокуратура, которая занимается выявлением нарушений и подачей исков, не исходит из коммерческой логики, полагает он. Доходы от последующей продажи такого имущества нельзя записать на счет прокуратуры, так как она не является администратором доходов федерального бюджета и у нее нет плана по поступлениям.

Что касается зарубежных активов, Минфин явно не собирается идти на торг с прежними собственниками или возвращать их обратно за деньги либо при определенных условиях, добавил Онищенко. Логично, что при дефиците бюджета будет идти продажа нестратегических, гражданских производственных предприятий, считает эксперт.

Потенциал приватизации

В конце прошлого года Минфин внес в правительство перечень из порядка 30 крупных компаний для возможной приватизации, отмечал Силуанов в декабре. Речь идет о предприятиях, в которых доля государства более 50%. Доходы от продажи долей могут принести «десятки, сотни миллиардов рублей», говорил министр.

Суммарно Минфин мог бы выручить около 2,5 трлн руб. за приватизацию долей в крупнейших госкомпаниях без потери контрольного пакета государством, подсчитал главный экономист ВТБ Родион Латыпов. Приватизация крупнейших госкомпаний могла бы стать неплохой альтернативой повышению налогов, полагает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Людмила Рокотянская.

Приватизация пакетов акций госкомпаний требует учета и интересов государства, отмечает старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Игорь Смирнов. Важно продать госсобственность недешево и не потерять важные инструменты при единоличном контроле и управлении, но при этом оставить новым акционерам перспективы апсайда по цене и возможность влиять на принимаемые решения.

По словам Рокотянской, наиболее интересным активом в этом списке могла бы быть «Почта России» – это важный инфраструктурный актив страны, значение которого растет в силу расширения маркетплейсов и способов доставки товаров. Возможной выглядит приватизация пакетов в листингованных компаниях, например «Русгидро», так как акции уже в обращении и повышение free-float может быть воспринято позитивно, считает Смирнов. Намного менее вероятной выглядит приватизация РЖД или ГТЛК, полагает он.

С точки зрения макроэкономического эффекта важнее скорее не механизм размещения, а источник капитала потенциального покупателя – это рублевые средства или приток из-за рубежа, отмечает главный экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. В первом случае, если источник капитала внутренний, разница между размещением ОФЗ и эффектом приватизации сводится лишь к тому, как изменится качество управления в компаниях – например, снижение их издержек. В случае притока капитала можно рассчитывать на снижение стоимости долга для правительства и определенную поддержку для рубля, полагает Исаков.

В контексте отдельных крупных госкомпаний, может, и было бы оправданно привлечение партнера, а не выход на биржу, но оно бы приоритетно требовало допэмиссии акций и привлечения денег в компанию, а не продажи госпакета, считает Смирнов. По его словам, партнерство через госпакет, конечно, может иметь место, но это очень нишевой сценарий. «Приватизация может быть оправданна в случае продажи пакетов в компаниях, которые работают в рынке и не требуют особых условий связи с государством, тут уже есть пространство для маневра – и для приватизации, и для IPO, как, например, было в кейсе «Совкомфлота», – отмечает Смирнов.