Что надо знать о бюджете «безрассудных расходов» администрации Байдена

Госдолг к 2027 году превысит 130% ВВП
SAUL LOEB / AFP

Новый бюджет администрации Джо Байдена не нашел поддержки в конгрессе и, скорее всего, США будут оставаться без утвержденного финансового плана в ближайшие месяцы, полагают эксперты, опрошенные «Ведомостями». В то время как государство продолжает настаивать на увеличении социальных и оборонных расходов за счет увеличения налогов, конгресс отказывается от роста трат на фоне госдолга, уже превышающего 120% ВВП.

Администрация Байдена представила проект бюджета на 2024 финансовый год 11 марта. Документ предусматривает увеличение расходов на социальную поддержку населения, на развитие высоких технологий, промышленности и инфраструктуры, а также на поддержку Украины. Компенсировать растущие расходы предлагается за счет значительного увеличения налогового давления на богатых американцев и компании.

Доходная часть бюджета оценивается в $5,03 трлн, расходная – в $6,88 трлн, дефицит таким образом составит $1,85 трлн после $1,57 трлн в 2023 г. В проекте предлагается в том числе увеличение расходов по закону о чипах и науке до $25 млрд (на $6,5 млрд больше, чем в 2023 г.), а также увеличение расходов на обслуживание автомобильных магистралей до $60,1 млрд (на $1,3 млрд), страхование населения от безработицы до $3,7 млрд (на $522 млн). В проекте бюджета также предлагается расширить финансирование инициатив министерства здравоохранения и социальных служб США в медицинских и образовательных направлениях – ведомство должно получить на эти планы $22,1 млрд, это на $2,1 млрд больше, чем в 2023 г. Проект бюджета также предполагает выделение $6 млрд на поддержку Украины.

Источником роста расходов должны будут стать налоги на доходы богатых американцев. Проект бюджета предполагает увеличение до минимума в 25% подоходного налога для тех, кто располагает имуществом дороже $100 млн. Предлагается увеличить корпоративный налог до 28% с текущего уровня в 21%, а также поднять ставки по налогу на байбэки акций компаний с 1 до 4%. По оценкам администрации Байдена, такая налоговая политика должна привести к снижению дефицита примерно на $3 трлн на протяжении следующего десятилетия.

Предполагается, что госдолг США вырастет до 127,8% по итогам 2024 г. после 124,1% в 2023 г., следует из проекта бюджета. Показатель будет расти вплоть до отметки в 130,5% в 2027 г., после чего пойдет на снижение, ожидают в администрации Байдена.

Конгресс встретил проект бюджета резкой критикой.

«Цена предлагаемого президентом Байденом бюджета является еще одним ярким напоминанием о ненасытном аппетите этой администрации к безрассудным расходам и пренебрежении демократов к финансовой ответственности. Бюджет Байдена не просто не соответствует действительности – это дорожная карта по ускорению упадка Америки», – следует из заявления конгресса, опубликованного в день выхода проекта бюджета 11 марта.

В отсутствие бюджета средства на работу государственных структур в США выделялись в соответствии с так называемыми продолжающими резолюциями. С начала 2024 финансового года всего было принято четыре таких документа: резолюции 29 сентября, 15 ноября, 7 января и 29 февраля. Также 3 марта был подписан пакет «минибус», предполагающий выплаты министерствам сельского хозяйства, коммерции, юстиции, энергетики, транспорта, внутренних дел, жилищного строительства и дел ветеранов.

Переговоры в тупике

Одна из главных проблем с этим проектом бюджета – желание администрации Байдена повысить налоги, считает основатель инвестиционно-консультационной компании Enfilade Capital Александр Кубышкин. Республиканцы традиционно выступают против ужесточения налоговой политики, поэтому подобная конфигурация бюджета ни за что не будет принята, уверен эксперт. Сейчас вся эта дискуссия резко политизирована и поэтому не исключено, что появятся очередные продолжающие резолюции, отражающие застой в переговорах, рассуждает он. Государство и конгресс придут к компромиссу быстро только в том случае, если произойдет общенациональная катастрофа, сравнимая по масштабам с терактами 11 сентября, допускает Кубышкин.

Сам по себе предложенный проект бюджета предусматривает большой, но отнюдь не рекордный уровень дефицита, оценивает первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. Он находится в пределах 7% ВВП на фоне 14%, или $3,13 трлн, в 2020 г. и $2,77 трлн в 2021 г., уточняет он. Однако среднесрочный прогноз также основывается на предположении об устойчивом превышении расходов над доходами примерно на 5% ВВП в ближайшие годы, а без кардинального пересмотра проводимой фискальной политики американский госдолг будет расти и дальше, продолжает эксперт.

По прогнозам бюджетного офиса конгресса, к 2050 г. долг может превысить 180% ВВП, а предложенный бюджет говорит о превышении планки в $40 трлн уже через несколько лет, напоминает Копейкин. Разница в подходах к балансировке доходов и расходов и динамике долга – одна из причин для существенных разногласий как между двумя партиями, так и между отдельными группами внутри каждой из них, продолжает он. Скоро президентские выборы и с учетом расклада сил в конгрессе принятие бюджета с предложенными параметрами выглядит крайне маловероятным, оценивает он. Либо будет достигнут компромисс, который ограничит повышение как налогов, так и расходов в рамках бюджета, либо вместо этого будут приниматься промежуточные кратковременные решения, заключает эксперт.

Предложение повышать налоги для компаний в проекте бюджета выглядит как политический популизм, уверен Кубышкин. Как правило, такие инициативы не приводят к ощутимым результатам – реальное повышение поступлений с крупного бизнеса возможно только в том случае, если произойдет масштабный пересмотр всей налоговой системы в целом, рассуждает он. Это должен быть полномасштабный процесс, в котором должны принимать участие и государство, и конгресс – одними ставками здесь не обойтись, уверен эксперт.

Спрос на траты по социальному направлению поддерживается во многом за счет миграции, но в целом это не является основной проблемой американской экономики, оценивает Кубышкин. Инфраструктурное направление, с другой стороны, – это очень важно, добавляет он. Значительная часть роста американской экономики поддерживается прямыми раздачами денег населению, а также субсидированием инфраструктурных проектов – тех же дорог – и промышленных производств, рассуждает эксперт. Последнее обеспечивает стабильную занятость и спрос на рабочую силу, экономический рост сильный, производства при этом гораздо меньше зависят от ставок ФРС, так как им требуется меньше финансирования, поясняет он.

При принятии документа в представленном виде мы станем свидетелями необходимости будущих поколений выплачивать старые долги вместо инвестиций в будущее, оценивает и. о. заведующей кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Светлана Фрумина.

В документе делается акцент на инфляции и обслуживании государственного долга и утверждается, что долговое бремя в краткосрочной и среднесрочной перспективе существенно сократилось, отмечает она. С таким выводом документа сложно согласиться: только за февраль 2024 г. процентные расходы по госдолгу выросли на $26 млрд относительно 2023 г., это огромное бремя, которое будет только увеличиваться, считает она.

Особенность американского госдолга заключается в том, что чем больше его выпускается, тем больше на него спрос – это активы, которые до сих пор остаются относительно безрисковыми и очень ликвидными, рассуждает Кубышкин. Тем не менее это приводит к постоянному росту расходов бюджета на обслуживание обязательств, к раздуванию дефицита. И чем выше ставка, тем выше процентные платежи, а ставка опять же не сильно влияет на экономику на фоне крупных субсидий, подчеркивает эксперт.

В связи с этим разговоры о снижении дефицита на $3 трлн в ближайшие 10 лет безосновательны, уверен Кубышкин. Чтобы по-настоящему справиться с дефицитами, нужно примерно на 35% сократить все основные статьи расходов: оборонные, социалку и здравоохранение, допускает он. Это приведет к моментальной потере 5–6% ВВП, глубокому, тяжелому кризису и дефляции, заключает эксперт.

Вряд ли этот бюджет будет принят в текущем виде и оценки давать пока рано, но на горизонте 10 лет документ предполагает рост долга до $45 трлн и расходы на выплаты процентов будут доминирующими, отмечает начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Альберт Короев.