Минфин сообщил о дискуссии по размеру штрафов за нарушение контрсанкций

Цель серьезно наказывать российский бизнес не стоит
Российские власти придумали, каким образом наказывать недобросовестных представителей бизнеса за нарушение указов президента Владимира Путина (на фото)/ Евгений Разумный / Ведомости

Законопроект, который предусматривает ответственность за несоблюдение контрсанкционных указов президента, находится на межведомственном согласовании, сообщил «Ведомостям» директор департамента контроля за внешними ограничениями Минфина Дмитрий Тимофеев. Предполагается, что появится административная и уголовная ответственность за несоблюдение спецмер, введенных в ответ на недружественные действия других стран, пояснил он. Речь идет о поправках в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовный кодекс, в которых появится отдельная статья за такие нарушения. Основная развилка дискуссии связана с размерами штрафов, указал он. При этом цель серьезно наказывать российский бизнес не стоит, подчеркнул Тимофеев.

«Ведомства проводят согласительные совещания. Сейчас он [законопроект] уже в более-менее продвинутой фазе», – указал директор департамента. По теме размера штрафов идут «дебаты», отметил Тимофеев, не уточняя диапазон санкций, которые обсуждаются. В законопроекте предусмотрена градация наказания в зависимости от размера ущерба, добавил чиновник.

Ранее «Ведомости» писали, что власти начали готовить законопроект, который должен будет ввести ответственность за нарушение специальных мер из контрсанкционных указов президента. Речь идет в том числе о необходимости согласовывать сделки с участием иностранных лиц с правкомиссией, о требованиях продажи экспортной выручки, о валютных ограничениях.

Источник, знакомый с одной из версий законопроекта, сообщил «Ведомостям», что за несогласование сделок с правкомиссией предлагалось установить штраф в диапазоне от 20 до 40% от суммы сделки. В случае если ее установить невозможно, то предлагалось наказание в фиксированном размере – до 1 млн руб.

По словам источника, законопроект планировалось принять еще в прошлом году, но потом его отложили в долгий ящик.

Тимофеев напомнил, что уже сейчас есть возможность вводить ответственность за несоблюдение контрсанкционных требований. В частности, у Генпрокуратуры есть полномочия по признанию недействительными сделок, совершенных в нарушение спецмер, установленных указами. Кроме того, с февраля начала действовать лицензионная ответственность банков за несоблюдение антиотмывочного закона (с 1 февраля по 115-ФЗ банки должны проверять клиентов по новому перечню правительства).

В фокусе внимания регулятора могут оказаться сделки, которые проводятся через офшоры и не согласовываются с правкомиссией, отметил Тимофеев. Источник, знакомый с ходом обсуждения законопроекта, подтверждает, что есть проблема с проведением сделок через Кипр, в обход правкомиссии.

«Ведомости» направили запрос в Минюст, который является разработчиком законопроекта.

Зачем нужны контрсанкции

У России подход к введению ответных мер «утилитарный» – контрсанкции направлены на стабилизацию социально-экономического развития, отметил Тимофеев в ходе выступления на конференции «Правовые вызовы и возможности в эпоху санкций». Сейчас, по его словам, «точка давления западных санкций сместилась с России за рубеж». Недружественные страны перешли «к последовательной стратегии выдавливания России с мирового рынка», добавил он.

«Давить на нас уже бесполезно. Если будет у нас 15 000–20 000 компаний внесено в санкционные списки, принципиально это уже ничего не меняет. Поэтому давление идет через вторичные санкции – на индийских партнеров, китайских, Эмираты», – указал Тимофеев.

Какие есть спецмеры

– Указ от 28 февраля 2022 г. обязывал экспортеров возвращать и продавать 80% валютной выручки (в феврале 2023 г. это требование было отменено). Также документ запрещал валютные операции в пользу нерезидентов и открытие вкладов в банках, находящихся за рубежом.
– Указ от 1 марта 2022 г. вводил ограничения на вывоз иностранной валюты, а также совершение сделок с акциями и недвижимостью с лицами из недружест­венных стран.
– 5 марта 2022 г. был подписан документ, который предусматривал специальный механизм согласования сделок с юридическими и физическими лицами из недружественных стран через правкомиссию по иностранным инвестициям с использованием счетов типа «С».
– 8 марта 2022 г. был опубликован указ о введении спецмер в сфере внешнеэкономической деятельности для обеспечения безопасности РФ – они наделяли правительство правом составлять перечень продукции, запрещенной для ввоза или вывоза из России. Действие этого документа продлили до конца 2025 г.
– 3 мая был наложен запрет на сделки с юридическими и физическими лицами, которые находятся в российском санкционном списке.
– 5 августа 2022 г. президент запретил сделки с долями иностранцев из недружественных стран в российских стратегических предприятиях, компаниях топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и банках.
– 7 октября президент ввел дополнительные специальные экономические меры в сфере ТЭКа. Этим документом президент поручил правительству создать нового – российского – оператора проекта «Сахалин-1» вместо американского Exxon.
– 27 декабря 2022 г. Путин запретил поставки российской нефти и нефтепродуктов, если в контракте указан потолок цен. Срок действия этого документа продлен до 30 июня 2024 г.
– 11 октября 2023 г. президент подписал указ о введении на шесть месяцев нового требования по обязательной репатриации валютной выручки. При этом документ не был опубликован, а в постановлении правительства он не фигурировал как спецмера. По нему российские экспортеры должны зачислить на счета в России не менее 80% валютной выручки в течение 60 дней с момента ее получения. Продавать в России они обязаны от 90% зачисленных средств.

В ответ на санкции 2022 г. президент России Владимир Путин подписал несколько указов о введении спецмер в связи с недружественными действиями ряда стран. Это в том числе обязательство для крупнейших экспортеров возвращать и продавать валютную выручку, запрет на валютные операции в пользу нерезидентов и открытие вкладов в банках, находящихся за рубежом. Кроме того, в России действуют ограничения на вывоз иностранной валюты, а также на совершение сделок с акциями и недвижимостью с лицами из недружест-венных стран.

В марте 2022 г. президент также подписал документ, который предусматривает специальный механизм согласования сделок с юридическими и физическими лицами из недружественных стран через правкомиссию по иностранным инвестициям с использованием счетов типа «С». Помимо этого, есть запрет на сделки с юридическими и физическими лицами, которые находятся в российском санкционном списке, и другие меры.

Размер штрафов

В прошлом году в Госдуму был внесен законопроект, который вводит ответственность для экспортеров за несоблюдение указа президента о продаже валютной выручки. Документ устанавливал для должностных лиц штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб., для юрлиц – от 3/4 до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке. Законопроект прошел первое чтение, но сейчас завис из-за разногласий сторон. Он вызвал у крупного бизнеса негативную реакцию, писали ранее «Ведомости». Как отмечали источники, штрафы за нарушение этого требования планировалось поместить в широкий законопроект, который устанавливает ответственность за нарушение контрсанкций.

При определении наказания законодателю надлежит соблюсти баланс между защитой охраняемых контрсанкциями публичных интересов и стремлением поддержать российский бизнес в изменившихся рыночных реалиях, отмечает адвокат Forward Legal Тимур Тажиров. Излишне суровое наказание может привести к тому, что даже там, где указы президента прямо не запрещают совершение операций, бизнес «на всякий случай» будет отказываться от них, считает юрист. Это может негативно отразиться на деловой активности, добавляет он.

Справедливым был бы размер, учитывающий значение спецмер для государства и общества и последствия их нарушения, отмечает руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Это могут быть санкции, как связанные с ограничением или лишением свободы при определенных квалифицирующих признаках, так и не связанные – например, штраф, запрет занимать должности или вести какую-то деятельность, указывает эксперт. В карательной ответственности главное – это не суровость наказания, а его неотвратимость, подчеркивает эксперт.

Размер штрафа должен зависеть от типа нарушения режима контрсанкций – среди них есть меры по валютным операциям, по ограничениям на совершение сделок, а также организационные, отмечает директор по международным вопросам «ЮРЛ групп», кандидат юридических наук Курбан Непесов. По его словам, по «валютным нарушениям» административная ответственность может быть установлена в виде штрафа в процентах от суммы операции или с привязкой к ключевой ставке ЦБ  – по аналогии с нормами ст. 15.25 КоАПа (нарушение валютного законодательства). При этом за другие типы нарушений штрафы могут быть установлены в виде вилки в абсолютных значениях.

Возможно, наказания так и не будут приняты, но самим фактом публичного обсуждения этой темы власти хотят послать сигнал бизнесу, чтобы он не обходил контрсанкции, полагает Тажиров.