В РСПП рассказали о переговорах по поправкам в закон о приватизации

Пока стороны сошлись на перспективности модификации нормы о сроках давности
Минфин (глава ведомства Антон Силуанов на фото) запустил «глубоко философскую работу». Бизнес (глава РСПП Александр Шохин) старается приземлить дискуссию и привязать риски национализации к срокам давности приватизации/ Анатолий Жданов / Коммерсантъ

В проекте концепции по защите добросовестного бизнеса от деприватизации, подготовленном Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), наибольшее одобрение со стороны ведомств получила норма о сроке давности, сообщил «Ведомостям» президент союза Александр Шохин. Речь идет об ограничении срока давности в 10 лет применительно к сделкам по приватизации, добавил Шохин. Эта норма есть в Гражданском кодексе, но не всегда используется в правоприменительной практике, поскольку из этого правила возможны исключения, отметил он.

Недавно Минфин провел совещание с участием заинтересованных ведомств, где заслушал предложения союза по этому вопросу, сообщил Шохин. Там было выбрано главное, «ударное» направление работы – идея обязательного соблюдения 10-летнего пресекательного срока, отметил Шохин.

По его словам, это позволит регулировать базовые вопросы, связанные с итогами приватизации. На съезде РСПП 18 апреля, куда приглашен президент, союз надеется получить финальное одобрение главы государства по этому вопросу, отметил Шохин. Как уточнил знакомый с ходом дискуссии источник, кроме сроков давности обсуждался вопрос усиления нормы о праве сторон на справедливую компенсацию в спорах о законности приватизации, но к согласию с ведомствами по этой теме пока не удалось прийти. По его словам, закрепление таких обязательств позволит избежать существенного ущерба для бизнеса.

Минфин и другие заинтересованные федеральные ведомства вместе с экспертами прорабатывают предложения РСПП по защите добросовестного бизнеса от деприватизации, подтвердил представитель министерства. Речь идет о защите права собственности добросовестных приобретателей имущества, в отношении которого впоследствии обнаружены нарушения норм приобретения предыдущими владельцами, указал он. «Рассматриваются различные формы защиты добросовестных приобретателей имущества, в том числе связанные со сроками исковой давности», – сообщил представитель Минфина.

В конце февраля замминистра финансов Алексей Моисеев сказал, что готовых решений по вопросу инициативы РСПП нет. По его словам, Минфин запустил с участием научного сообщества «глубоко философскую работу», «связанную со способами, которые позволят обеспечить возмещение ущерба теми, кто этот ущерб нанес» (цитата по «Интерфаксу»).

О том, что РСПП подготовил поправки в закон о приватизации, которые позволят отделить добросовестных приобретателей активов и участников сделок со стратегическими активами от нарушителей законодательства, Шохин сообщил в феврале. В частности, союз предлагал предусмотреть возможность компенсации инвесторам рыночной стоимости активов с помощью механизма двусторонней реституции, а также зафиксировать сроки давности по таким сделкам. Это предложение было направлено президенту России Владимиру Путину, добавил он.

О пересмотре сделок по приватизации

В 2023 г. число исков Генпрокуратуры о пересмотре итогов приватизации резко возросло. С конца февраля 2022 г. по начало ноября 2023 г. было подано не менее 55 исков об истребовании из частной собственности в пользу государства акций или недвижимого имущества, подсчитал РБК. В частности, дела были заведены в отношении активов Сибирской угольной энергетической компании, Ростовского оптико-механического завода и Ивановского завода тяжелого станкостроения.

Необходимость законодательного рег улирования пересмотра приватизации обсуждалась на встрече РСПП с Путиным в ноябре 2023 г., писали «Ведомости». По итогам этой встречи президент дал правительству соответствующие поручения, говорил источник, близкий к правительству.

Представители Минэкономразвития и Генпрокуратуры не ответили на запросы «Ведомостей». В правительстве переадресовали вопросы в Минфин.

В марте первый замминистра экономического развития Илья Торосов сообщал, что ведомство готово обсуждать с бизнесом предложения по изменению законодательства для обеспечения дополнительных гарантий права на активы. «Право добросовестного собственника имущества незыблемо. Тем более когда речь идет об активах, которые неоднократно передавались от одного собственника другому», – отмечал он.

Нужны ли новые нормы

Инициативы РСПП направлены на снижение судебной активности Генпрокуратуры, которая за  последние два года оперативно выиграла серию дел об обращении в госсобственность крупных предприятий и иных активов, в том числе дорогостоящей земли и зданий, считает советник Orchards Азат Ахметов. Впрочем, следует отметить, что большинство активов было все же связано с оборонным комплексом или с цепочкой производства такой продукции, отметила старший юрист юридической фирмы «Томашевская и партнеры» Светлана Пермякова.

Есть два наиболее частых основания для иска о признании приватизационной сделки недействительной, рассказал управляющий партнер Land Law Firm Денис Литвинов. Первое – выбытие из госсобственности того имущества, которое запрещено передавать в частные руки (перечень таких активов закреплен в законе). Второе основание – нарушение порядка отчуждения. Под это определение подпадают ситуации, когда решение о продаже актива принимал неуполномоченный орган или не было получено согласие определенных ведомств.

Как правило, прокуратура подает имущественные иски – об истребовании не акций, которые были предметом потенциально незаконных сделок, а имущественных комплексов приватизированных предприятий, рассказал партнер «Пепеляев групп» Роман Бевзенко. К ним применяются нормы ГК, в том числе об исковой давности. Но в большинстве случаев прокуратура предлагает не применять этот срок к искам, ссылаясь на то, что они защищают интересы общества.

Иногда прокуратура выступает за применение так называемой субъективной исковой давности (три года с момента, как она провела проверку), добавил он. «Это неправильно, исковая давность должна считаться с момента, когда государственный орган, управомоченный распоряжаться государственным имуществом, должен был узнать о нарушениях. Обычно это означает, что исковая давность уже пропущена», – пояснил Бевзенко. Таким образом, в действующих законах есть все для того, чтобы разрешать такие споры с учетом сроков давности, но у прокуратуры есть возможность обходить эти нормы. РСПП фактически предлагает задублировать уже существующие законодательные нормы, чтобы усилить их действие, подтвердил Литвинов. С точки зрения юридической техники эти инициативы излишни.

Двусторонняя реституция тоже является общим правилом для имущественных споров, продолжил он. По закону, когда сделка признается недействительной, государству должно вернуться имущество, а лицу, которому оно принадлежало, – денежные средства. Однако на деле правило двусторонней реституции в деприватизационных исках тоже не работает: прокуратура указывает на то, что эти сделки нарушают публичные интересы в сфере обороны и безопасности.

Иногда прокуратура подает виндикационный иск – он предполагает не отмену сделки, а истребование имущества из чужого незаконного владения, добавил партнер практики «Недвижимость и строительство» фирмы «Меллинг, Войтишкин и Партнеры» Максим Кузнеченков. В таком случае компенсации предыдущему владельцу не полагается.

Литвинов сомневается, что у РСПП получится добиться начисления компенсации, так как у государства стоит цель не просто вернуть себе имущество, но и сэкономить при этом бюджетные средства. С ним согласился Ахметов. Предложения фактически блокируют деприватизационные иски как с правовой (в случае исковой давности), так и с экономической (в случае компенсации) точки зрения, указал Ахметов. Наиболее проблемные сделки по приватизации были проведены более 10 лет назад, напомнил он.

В подготовке статьи участвовала Анастасия Бойко