Что ждет e-commerce после обложения НДС товаров электронной торговли

Маркетплейсы будут выполнять роль налоговых агентов и удерживать часть стоимости проданной продукции
Если компания продает в России, неважно, из какой она страны, НДС должен быть уплачен/ Евгений Разумный / Ведомости

Госдума одобрила в первом чтении законопроект (№ 564179-8), предполагающий введение налога на добавленную стоимость (НДС) на товары из ЕАЭС, которые россияне покупают через электронные площадки. Документ был внесен правительством на рассмотрение в Госдуму в конце февраля. Местом реализации таких товаров выступает Россия, если товар в момент его получения покупателем – физическим лицом находится на ее территории.

Поправки предполагают создание механизма, который обеспечит платежи в бюджет при продажах через электронные площадки. В частности, функции налогового агента будут возложены на маркетплейсы. То есть площадки будут удерживать часть стоимости товара в размере ставки налога при его реализации через их инфраструктуру при условии, что поставщиком выступает резидент одной из стран ЕАЭС. Иностранным торговым площадкам предлагается добровольно зарегистрироваться в качестве налогоплательщиков через личный кабинет на сайте ФНС и самостоятельно исчислять и уплачивать налог.

При этом в перспективе облагать НДС планируется все иностранные товары, приобретаемые через электронные площадки физическими лицами, независимо от страны ввоза. Правительство рассчитывает внести в 2024 г. второй блок поправок – на этот раз в отношении интернет-товаров из третьих стран (не входящих в ЕАЭС). Об этом на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам 25 марта говорил статс-секретарь – заместитель министра финансов Алексей Сазанов. По его словам, внесение этого законопроекта станет возможно после вступления в силу новых норм Таможенного кодекса (ТК) ЕАЭС, принятых в декабре 2023 г. В частности, речь идет о включении в него понятий «товары интернет-торговли», «интернет-площадки», «операторы интернет-торговли».

Представитель Минфина в ответ на запрос «Ведомостей» сообщил о том, что вопрос об обложении НДС товаров интернет-торговли из третьих стран находится в проработке.

Внесение поправок в ТК ЕАЭС закрепляет отдельные правила электронной торговли, которая ранее на уровне союза урегулирована не была, отмечает руководитель практики таможенного права и международной торговли BGP Litigation Александр Кирильченко. Так как Россия является участником ЕАЭС, то изменение ее внутренних таможенных правил возможно только с согласия всех остальных стран союза. Кроме того, при перемещении товаров, предназначенных для покупки физическими лицами, уплачивается совокупный таможенный платеж, стандартный же ввозной НДС платится, если покупателем выступает юридическое лицо. Пока продажа товаров через интернет не будет признана отдельным видом торговли, обязать платить НДС на товары для физлиц нельзя, констатирует Кирильченко.

О намерении правительства бороться с «механизмами налоговой оптимизации» компаний, осуществляющих розничную торговлю через электронные площадки, Сазанов заявил в ходе расширенной коллегии ФНС 19 марта. E-commerce в части налоговой нагрузки имеет преимущества перед традиционной розницей, поэтому условия торговли «необходимо выравнивать», отметил он тогда.

Другие страны ЕАЭС вводили правило об уплате НДС по месту нахождения покупателя постепенно, начиная с 2022 г., напомнил представитель Wildberries. Предложенная инициатива – логичное развитие этой практики, отметил он. Wildberries поддерживает законопроект, это поможет российским продавцам избежать двойной уплаты НДС при торговле внутри ЕАЭС.

«Ведомости» отправили запрос в Ozon и «Яндекс.Маркет».

На сегодняшний день в ЕАЭС уже существует практика взимания НДС при реализации товаров через электронные площадки. В частности, отечественные поставщики и маркетплейсы с 2022 г. платят НДС при продаже товаров на территории Казахстана и Белоруссии.

Как будут работать поправки

Сейчас налоговое законодательство в России в отличие от Казахстана и Белоруссии не обеспечивает возможность применения НДС по принципу страны назначения товара при реализации товаров через электронные торговые площадки физическим лицам, говорит юрист налоговой практики компании Enforce Law Company Ксения Демушина.

Из-за этого российские продавцы подвергаются двойному налогообложению при реализации товаров через электронные торговые площадки в Казахстане и Белоруссии: им приходится платить НДС одновременно в России и в этих странах, где НДС уже взимают по принципу страны назначения, поясняет она. При этом продавцы из ЕАЭС при реализации товаров в России через электронные площадки НДС не уплачивают, обращает внимание Демушина.

После принятия поправок платить НДС в России в качестве налогоплательщиков должны будут продавцы товаров из ЕАЭС, отмечает директор группы Kept по оказанию услуг в области косвенного налогообложения Илья Самуйлов. Если, например, казахстанский продавец реализует товар физическим лицам в России через свой собственный сайт, то этот ресурс также будет признаваться электронной торговой площадкой, добавила Демушина. Кроме того, платить НДС в России в качестве налоговых агентов будут также иностранные или российские посредники (прежде всего маркетплейсы), которые чаще всего не являются собственниками товаров и продают их на основании договоров комиссии, агентских, договоров поручения или иных аналогичных соглашений с иностранными продавцами, продолжает Самуйлов.

В настоящее время российское налоговое законодательство не содержит какого-либо механизма, который позволял бы заставить иностранный маркетплейс зарегистрироваться в РФ или взыскать с него налог принудительно, рассказал «Ведомостям» партнер налоговой практики «Технологий доверия» Владимир Константинов. При этом НК содержит общие нормы об ответственности за нарушение правил постановки на учет, неуплату налогов и иные виды правонарушений, которые могут быть применены к таким компаниям, добавляет Самуйлов.

Такой порядок уплаты налога, по словам Константинова, основан на том, что иностранные маркетплейсы добровольно регистрируются в онлайн-кабинете налоговых органов. Подобная практика взимания российских налогов с зарубежных компаний ранее уже складывалась. Похожий механизм действует с 2017 г. для иностранного бизнеса, оказывающего услуги в электронной форме российским покупателям (так называемый налог на Google), отмечает он.

Практика применения налога на Google показала, что надлежащее исполнение иностранными компаниями налоговых обязательств по НДС в России зависело в первую очередь от желания сохранять и поддерживать всемирную репутацию добросовестного налогоплательщика, говорит партнер Б1 Вадим Ильин. По его мнению, в случае со странами ЕАЭС есть основания полагать, что российские инструменты и меры налоговой ответственности будут лучше работать в связи с существующими нормами и правилами, заложенными в законодательстве ЕАЭС, как наднациональном законодательстве.

К чему приведет принятие законопроекта

Поскольку НДС является косвенным налогом и должен быть заложен в цену товара, то можно ожидать увеличения цен на товары интернет-торговли, реализуемые иностранными поставщиками из ЕАЭС непосредственно или через маркетплейсы, отмечает Константинов. Увеличение стоимости таких товаров на размер российского НДС повлечет дополнительные поступления в российский бюджет, при этом они вряд ли будут значительными, говорит Ильин. Более важной целью поправок, по его мнению, является уравнивание налогового бремени российских и иностранных поставщиков.

Положения законопроекта помогут устранить неравенство в налогообложении российских и иностранных продавцов электронной торговли, соглашается Демушина. Это, в свою очередь, приведет к повышению конкурентоспособности российских налогоплательщиков при продаже товаров физическим лицам на территории России.

По сути, предлагаемый механизм призван обеспечить единообразное налогообложение при покупке товаров как онлайн, так и офлайн и закрыть лазейки при «трансграничной» торговле внутри ЕАЭС, полагает Ильин.

С точки зрения бизнеса принятие таких поправок означает необходимость перехода на новый порядок уплаты НДС, адаптацию положений договоров, оферт и иных документов, а также внесение изменений в учетные и иные IТ-системы, добавляет Самуйлов.

В подготовке статьи участвовала Маргарита Соболь