Власти возобновили обсуждение регулирования занятости курьеров и таксистов

В новой версии законопроекта переформулированы их права и обязанности
В законопроекте по-новому сформулированы права и обязанности работников и цифровых платформ. Например, в прошлых версиях софинансирование пенсионных накоплений было обязанностью площадок, а теперь стало правом / Александр Казаков / Коммерсантъ

Власти вернулись к обсуждению регулирования платформенной занятости, которое началось больше года назад. Рабочая группа по подготовке законопроекта, в которой участвуют эксперты, представители бизнеса и Минтруда, подготовила его новую версию, сообщили «Ведомостям» два источника, знакомых с ходом обсуждения. По их словам, документ согласован с Минтрудом и учитывает предложения экспертов и бизнес-сообщества. Законопроект предполагает разрешение споров через новый орган – совет цифровых платформ, а также право площадок штрафовать занятого за ненадлежащее исполнение заказа и устанавливать обязательные требования к работе.

Общая концепция

Согласно законопроекту, отношения между платформой и занятыми не признаются трудовыми и будут регулироваться Гражданским кодексом (ГК). В частности, такой формат предполагает заключение гражданско-правового договора, где будет оговариваться использование цифровой платформы. Регулирование распространится только на информационные системы, включенные в реестр цифровых платформ, при этом вступление в него предлагают сделать добровольным. Предполагается, что реестр платформ занятости будет вести ФНС. Для включения в этот список площадка должна осуществлять информационный обмен с налоговыми органами. В случае неисполнения требований площадка может быть исключена из реестра, а отношения между ней, занятым и заказчиком могут признать трудовыми.

Законопроект не распространяется на доски объявлений (такие, как «Авито», Profi.ru, YoDo и др.), а также на отношения, связанные с наймом и предоставлением недвижимого имущества (ЦИАН, «Островок», Booking и др.), следует из документа. Как уточнил источник «Ведомостей», который входит в рабочую группу, регулирование будет относиться прежде всего к таксистам и курьерам. Таким образом, законопроект коснется таких цифровых площадок, как Wildberries, Ozon, сервисы «Яндекса» и «Сбера».

Изначально регулирование отношений цифровой платформы и занятых должно было быть прописано в обновленном законе о занятости, который Госдума приняла в прошлом году после почти двухлетнего обсуждения. При этом в ходе его подготовки возникли разногласия между сторонами – платформами, профсоюзами, правительством и депутатами – о том, как обеспечить баланс интересов всех участников, поэтому было решено вынести эту часть в отдельный законопроект-спутник.

Одним из вопросов, по которым участвующие в обсуждении законопроекта не смогли договориться, были социальные гарантии для занятых, а также контроль за платформами.

Сейчас законопроект, который должен регулировать платформенную занятость, находится на стадии обсуждения в рабочей группе в Госдуме, отметил представитель Минтруда. С учетом того что обсуждение еще ведется, преждевременно говорить о какой-либо «последней версии» законопроекта, а тем более о ее согласовании, сообщил собеседник.

Как рассказывал ранее депутат, руководитель рабочей группы Андрей Исаев, при обсуждении законопроекта профсоюзы считали, что платформенная занятость представляет собой вид трудовых отношений и должна регулироваться поправками в Трудовой кодекс (ТК). Операторы цифровых платформ настаивали, что речь идет о гражданско-правовых отношениях, которые регулируются ГК. «С моей точки зрения, мы имеем дело с совершенно новым типом занятости, который не может быть вполне описан ни как трудовые, ни как гражданско-правовые отношения», – отмечал депутат.

За время работы над этим документом в Минтруде сменился куратор реформы. Ранее за нее отвечала замминистра труда Елена Мухтиярова, которая ушла с этой должности в январе нынешнего года. По информации источников «Ведомостей», Мухтиярова вышла на работу в «Ростелеком». Новым замминистра, отвечающим за рынок труда, был назначен 1 марта Дмитрий Платыгин, который ранее, с 2011 г., занимал должность генерального директора ВНИИ труда.

Представитель Минэкономразвития сообщил «Ведомостям», что законопроект не поступал в министерство. «Ведомости» отправили запрос Исаеву, в ФНС, а также представителям цифровых площадок.

Права и обязанности

В новый законопроект включено 10 статей, которые регулируют права и обязанности занятых и самих интернет-площадок.

Документ предполагает, что цифровая платформа обязана устанавливать стандарты качества оказания услуг, контролировать наличие лицензий занятого, информировать его об условиях взаимодействия с ним. Кроме того, площадка будет выступать налоговым агентом, т. е. исчислять и уплачивать за самозанятого налоги. Еще одной обязанностью платформы будет предоставление в Минтруд информации для оценки состояния рынка платформенной занятости, его структуры и динамики.

В тексте перечислено 18 пунктов прав оператора цифровой площадки. Основные из них – это право платформы устанавливать обязательные требования к работе и штрафовать занятого за ненадлежащее исполнение заказа. Кроме того, у нее появится право принимать меры в случае отказа от заказа после его принятия. Площадки смогут вести учет рейтинга платформенного занятого и определять размер и частоту выплаты, в том числе с помощью алгоритмов.

Также цифровые платформы получат возможность софинансировать пенсионные накопления работника и давать преференции, в случае если тот делает добровольные пенсионные отчисления или сам оплачивает ДМС. При этом в одной из предыдущих версий документа предоставление льгот для таких категорий занятых было не правом, а обязанностью платформ. Одним из ключевых пунктов дискуссии был вопрос, должны ли такие площадки обеспечивать работникам соцгарантии: производить отчисления на пенсионное и социальное страхование, больничные, отпускные, декретные и т. д.

В документе перечислено восемь пунктов прав платформенного занятого. В частности, такой работник может самостоятельно определять место и время принятия и исполнения заказа после ознакомления с его условиями. Исключением будет, если занятый установил промежуток времени, когда он обязался его выполнить, но не сделал этого, или же специальные условия договора. Кроме того, исполнитель может принимать и выполнять заказы на разных цифровых платформах, а также в любое время приостановить сотрудничество с ними. Помимо этого такие работники будут иметь право создавать общественные объединения на добровольной основе. Это было еще одним пунктом дискуссии, так как сейчас право создавать профосоюзы есть у трудовых работников.

Рассмотрение жалоб

Законопроект предполагает разрешение споров через совет цифровых платформ занятости. Его предлагается создать в качестве саморегулируемой организации. Предполагается, что в наблюдательный состав совета войдут в том числе органы власти. В случае несогласия с ответом на жалобу самой платформы занятый может обратиться в совет – этот орган обязан рассмотреть жалобу в течение 30 дней и принять решение об отмене или изменении принятого площадкой решения. Только после этого занятый сможет обратиться в суд для защиты своих прав.

Нормы трудового законодательства предполагают, что работник может обратиться в Роструд, который должен принять решение в течение 30 дней со дня получения жалобы.

Баланс интересов

Текущая версия – это компромисс, отметила заместитель гендиректора ЦСР Екатерина Папченкова (эксперт участвовала в разработке концепции регулирования, которая легла в основу последнего варианта законопроекта). С одной стороны, проект устанавливает, что платформенная занятость – это гражданские, а не трудовые отношения. С другой – вводятся дополнительные требования для платформ, ограничивающие свободу договора, присущую гражданско-правовым отношениям. Только при соблюдении таких требований платформа будет получать защиту от переквалификации отношений с занятыми в трудовые, добавила Папченкова.

Сейчас отсутствует нормативная база, регулирующая платформенную занятость, отметил старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок. Трудовой кодекс в данном случае неприменим, так как платформа не является работодателем: она не управляет и не контролирует деятельность работника, не обязана обеспечивать его условиями труда, отсутствует штатное расписание, добавил он.

Ключевая задача проекта – обеспечить гибкость работы платформенных занятых, ограничив возможности подмены трудовых отношений, отметила Папченкова. «В этом и обеспечивается баланс – свобода и гибкость работы взамен меньшей социальной защиты», – добавила она. В основу требований к платформе легла накопленная правоприменительная практика по частым способам обхода трудового законодательства платформами и другими компаниями, отметила Папченкова. В случае принятия заложенного в проекте подхода отсечется большое количество недобросовестных платформ, которые по факту являются работодателями, считает она.

В такой версии законопроекта баланс сил смещается в сторону цифровых платформ – они через совет разрешают споры, за ними закрепляются права штрафовать и применять другие меры ответственности, не согласен Ляшок. В то же время пока не ясно, какие права получают в этом законопроекте работники таких платформ, добавил он. Эксперт также высказывает недоумение, почему споры должны решаться через совет цифровых платформ, который не может считаться нейтральным органом.

Пока трудно оценить, насколько добровольный подход к пенсионным отчислениям сработает, возможно, его стоит ввести в формате эксперимента с последующей оценкой результативности, считает Папченкова. Кроме того, в законопроект можно было бы добавить регулирование отношений с занятыми, работающими с платформами не напрямую, а через компании-посредники («прокладки» или «подключашки»). Процент таких занятых достаточно высок, особенно в сфере такси, указывает эксперт.

В подготовке статьи участвовали Екатерина Кинякина и Денис Ильюшенков