Что означает распродажа инвесторами японских ценных бумаг

Нерезиденты за неделю продали ценных бумаг на 1,18 трлн иен
KAZUHIRO NOGI / AFP

Иностранные инвесторы продали японских ценных бумаг на общую сумму 1,18 трлн иен (около $7,79 млрд) на неделе с 25 по 29 марта, следует из данных Japan Exchange Group (это последние на текущий момент доступные данные). Это стало самой крупной распродажей с сентября прошлого года. Больше всего было распродано фьючерсов компаний из индекса TOPIX – на 600,17 млрд иен, продажи нацвалюты составили 212,61 млрд иен, фьючерсов Nikkei 225 – в 200,52 млрд иен.

На этом фоне индекс Nikkei 225 опустился ниже 40 пунктов 2 апреля, после того как находился выше этой отметки в период с 18 марта по 1 апреля. Еще один важный индекс, TOPIX, включающий в себя около 2000 японских компаний с капитализацией более 400 трлн иен, сдал позиции. После того как он достиг рекордного показателя в 2,8 пункта 22 марта, он опустился ниже 2,75 ко 2 апреля.

Morgan Stanley и JPMorgan предупреждали о рисках распродажи японских акций из-за слишком большого количества долгосрочных позиций в крупных компаниях.

19 марта Банк Японии поднял процентную ставку впервые с 2007 г. – с -0,1 до 0–0,1% годовых, что ознаменовало прекращение политики отрицательных ставок. После сокращения инфляции с 3,3% в октябре 2023 г. до 2,8% в ноябре, 2,6% в декабре и 2,2% в январе показатель ускорился сразу до 2,8% по итогам февраля.

В середине февраля кабмин Японии сообщил о сокращении ВВП страны на протяжении двух кварталов подряд: на 0,8% в июле – сентябре 2023 г. в сравнении с предыдущими тремя месяцами и на 0,1% в октябре – декабре, что означало техническую рецессию. Позже, 11 марта, ведомство скорректировало оценки за IV квартал в сторону улучшения – по новым оценкам, ВВП показал рост на 0,1%.

Причина распродажи

Японский рынок рос на фоне ослабления иены и достиг рекордных уровней, в то же время инвесторы проявляют беспокойство относительно реакции Банка Японии на такую динамику нацвалюты, отмечает начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Альберт Короев. Предвосхищая интервенции, трейдеры фиксируют позиции, добавил он. В целом в последние месяцы наблюдалось некоторое перераспределение вложений из Китая в пользу Японии, уточнил Короев.

Японские частные инвесторы не оказывают поддержки японским компаниям, предпочитая вкладываться в зарубежные активы или хранить деньги в сбережениях, отмечает доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Ильяс Зарипов. Активную поддержку рынку оказывает лишь регулятор, именно его усилиями частично был вызван всплеск котировок в начале года, продолжает эксперт. Насколько предсказуемую политику получится проводить Банку Японии – покажет время: сейчас именно от его действий зависит состояние фондового рынка и экономики страны, заключает Зарипов.

В краткосрочном плане не ожидается подобных резких спадов японских фондовых индексов, все «чувствительные» инвесторы распродажу японских ценных бумаг закончили, уверен он. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от фундаментальных факторов. Прежде всего от отчетности компаний реального сектора, которые постепенно восстанавливаются, продолжает эксперт. Прогнозируется рост ВВП Японии в 2024 г. порядка 1,5%, рост заработных плат и иных доходов населения вместе с единовременным возвратом налогов летом 2024 г., что вызовет рост потребления и запустит процесс инфляции, рассуждает Зарипов. Все это в совокупности вместе со стимулирующими мерами денежно-кредитной и фискальной политики позволит остановить спад и начать фазу роста экономики Японии, что, безусловно, отразится на состоянии фондового рынка этой страны, заключает он.

Состояние экономики

Несмотря на недавнее повышение ставки впервые за много лет, реальные процентные ставки в Японии остаются отрицательными, указывает первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. Ослабление иены к доллару до минимумов с 1980-х гг. не привело к росту экспорта, отметил он. В стране начали расти номинальные зарплаты, рост цен по японским меркам становится заметным – это означает, что в перспективе ставка будет повышаться, что может несколько поддержать курс иены, полагает эксперт. Это скажется на прибыли экспортеров, но также может отразиться и на долговой нагрузке, считает Копейкин.

Экономика Японии уже на протяжении трех десятилетий находится в стадии рецессии: сохранялся общий спад промышленности, годовой рост ВВП не превышал 1%, что являлось худшим показателем для стран «большой семерки», указывает Зарипов. Однако в конце 2023 – начале 2024 г. японский фондовый рынок стал заметно расти, привлекая иностранных инвесторов: интерес усилился после интервью инвестиционного гуру Уоррена Баффетта, который рекомендовал вкладываться в акции японских компаний, напоминает эксперт. Участники рынка ожидали стабильного роста, связанного с изменениями правил торгов на фондовом рынке Японии, реструктуризацией, повышением транспарентности, улучшением в корпоративном управлении крупных японских компаний, активной позицией японских денежных властей по стимулированию японского фондового рынка, – это и произошло, продолжает он.

Но сейчас инвесторы получили свою долю прибыли и готовы выводить активы, не видя дальнейших перспектив роста капитализации японских компаний, полагает Зарипов. Многие понимают, что это был временный пузырь, не отражающий реальное состояние японской экономики, и он может в любой момент лопнуть, заключает он.

В Японии очень высока задолженность не только на государственном, но и на корпоративном уровне, указывает Копейкин. По данным МВФ на 2022 г., долг нефинансовых корпораций Японии оценивался почти в 120% ВВП по сравнению с примерно 70% ВВП в Германии и менее чем 80% в США, напоминает он. Как только ставка становится выше 0%, это также сказывается на прибыльности компаний и котировках их акций, указывает эксперт. Учитывая в дополнение к монетарным факторам печальную демографическую ситуацию, перспективы роста прибыльности японских корпораций и фондового рынка не очевидны, заключает он.

Банк Японии поднял ставки и отказался от контроля над кривой доходности гособлигаций: с одной стороны, такой шаг – необходимая мера в условиях текущего уровня инфляции в стране, с другой стороны, он окажет существенное негативное влияние на долговую нагрузку в стране, указывает старший преподаватель департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Ксения Бондаренко.

Высокая доля стареющего населения в стране – фактор, оказывающий давление на бюджет: порядка четверти госрасходов приходится на сектор здравоохранения, порядка трети расходов бюджета – это траты на социальную защиту, рассуждает она. С учетом высокой доли населения старше 65 лет давление на бюджет вряд ли ослабеет в среднесрочной перспективе, уверена она.