Что означает пересмотр Fitch прогноза по кредитным рейтингам Китая

Экспертов обеспокоил рост долга к ВВП и повышение дефицита бюджета
Эксперты прогнозируют увеличение госдолга с 56,1% ВВП в 2023 г. до 61,3% в 2024 г. / Mark Schiefelbein / AP Photo

Агентство Fitch ухудшило прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу Китая в иностранной валюте со «стабильного» до «негативного», хотя и подтвердило оценку на уровне A+. Это уже второе агентство из «большой тройки», которое произвело рейтинговые действия в отношении КНР с отрицательной коннотацией за последние месяцы. В декабре 2023 г. прогноз по китайскому суверенному долгу со «стабильного» до «негативного» ухудшило Moody’s. Эксперты Fitch приводят довольно обширный обзор причин, почему перспективы экономики Китай видятся им менее радужно. Ключевой довод – переход к новой модели роста, в частности исчерпание потенциала рынка недвижимости как одного из главных драйверов ВВП. Китай наращивает дефицит бюджета, что сопровождается ростом долга по отношению к ВВП, пишут эксперты агентства.

В Fitch ожидают, что дефицит федерального бюджета КНР вырастет с 5,8% к ВВП в прошлом году до 7,1% в 2024 г. Это станет максимальным уровнем с пандемийного 2020 года – тогда дефицит составил 8,6%.

Эксперты прогнозируют увеличение госдолга с 56,1% ВВП в 2023 г. до 61,3% в 2024 г. Это явное ухудшение по сравнению с 38,5% в 2019 г., обращают они внимание.

Рост экономики при этом замедлится с 5,2% в 2023 г. до 4,5% в 2024 г. из-за сохраняющейся слабости сектора недвижимости и вялого потребления домохозяйств, ожидают в агентстве. В среднем он сохранится на уровне в 4,5% до 2028 г. Продолжение тенденции к росту долга к ВВП, условных обязательств (госгарантий прежде всего) в совокупности с повышением долгового бремени регионов и частного сектора может стать поводом к ухудшению рейтинга, отмечают аналитики. Нефинансовые корпоративные обязательства на конец III квартала 2023 г. составляли 167% ВВП. В Fitch предполагают, что правительство будет не осуществлять крупномасштабную поддержку, а скорее снижать бремя поэтапно, в том числе через политические институты и государственные банки.

Еще один фактор, который беспокоит агентство, – это дефляция: «За 2023 г. на фоне слабой динамики внутреннего спроса и временных факторов возникли дефляционные риски. Мы не прогнозируем длительного периода дефляции – цены перейдут к росту в 0,7% к концу 2024 г. и выйдут на 1,3% к концу 2025 г. Тем не менее, если инфляция окажется ниже прогнозов, темпы номинального ВВП еще больше замедлятся».

Впрочем, принципиально новых рисков для Китая не возникло, заверяют аналитики, – его экономика все еще смотрится исключительно устойчивой.

Ключевая роль КНР в мировой торговле и производстве обеспечила экономике и внешним финансам такую степень прочности и устойчивости, которая не характерна для стран с аналогичными рейтингами Fitch. Эта роль сохраняется, несмотря на многолетний рост напряженности в торговле с США, отмечают в агентстве. Глобальная диверсификация цепочек поставок набирает обороты, но этот процесс идет медленно, учитывая развитую производственную экосистему Китая, высококачественную инфраструктуру и переход к отраслям с более высокой добавленной стоимостью.

Какие основания

Причиной рейтингового действия Fitch стали ожидания роста долга, который, по расчетам агентств, начинает все больше превышать средние уровни для стран с сопоставимыми рейтингами, отмечает первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. По той же причине прогноз рейтинга Moody’s был пересмотрен на «негативный» еще в декабре прошлого года, напоминает он. Если рейтинговые агентства уверены, что кредитоспособность заемщика точно ухудшится, они снижают рейтинги сразу, пересмотр прогноза на «негативный» означает рост вероятности такого сценария, но шансы того, что рейтинги сохранятся на текущем уровне, пока выше, поясняет эксперт.

S&P поддерживает «стабильный» прогноз – следующая публикация этого агентства по уровню рейтинга Китая, вероятно, выйдет в июне, напомнил Копейкин. Учитывая, что в прошлом году основным триггером для негативных действий агентство называло поддержание дефицита на уровне существенно выше 3% ВВП, то в ближайшие годы вероятность аналогичного пересмотра прогноза не нулевая, заключает он.

Ожидания заметных дефицитов и соответствующего роста долга связаны с перспективами проведения стимулирующей фискальной политики, что как раз и должно поддержать темпы экономического роста и одновременно предотвратить риски дефляции, поясняет Копейкин. Поэтому ожидания Fitch относительно того, что экономический рост в стране будет уверенно превышать 4% в год, а дефляции удастся избежать, кажутся вполне оправданными, считает он. Это, в свою очередь, позволит ограничить рост долговой нагрузки за счет роста размеров экономики и в реальном, и в номинальном исчислении, указывает он.

Дальнейшее снижение рейтинга КНР в течение ближайших 12 месяцев маловероятно, считает начальник отдела аналитики и продвижения «БКС мир инвестиций» Оксана Холоденко. Динамика экономики Китая относительно устойчива, сама она выглядит диверсифицированной, полагает она. Прогноз Fitch по экономическому росту в 2024 г. выглядит более консервативным, чем официальный, судя по ситуации прошлого года и поведению PMI, динамика ВВП Китая в 2024 г. может оказаться лучше ожиданий Fitch, считает Холоденко.

Переход на модель роста, связанную с бюджетно-налоговой политикой, может быть более эффективным, но может усилить долговую нагрузку страны, добавляет Холоденко.

Китайское правительство вкладывает значительные средства в развитие и производство полного цикла микропроцессоров, что должно положительно сказаться на экономическом развитии страны, оценивает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Екатерина Новикова. Также не стоит забывать про текущий процесс фрагментации мировой экономики, в котором роль объединения стран БРИКС во главе с КНР даст дополнительные возможности для экономического роста страны, уверена она. Что же касается растущего государственного долга Китая, то в сравнении с США, Японией или Сингапуром он не является критическим и может быть снижен при устойчивом развитии экономики и существующих драйверах роста Китая, добавляет Новикова.

Существенных рисков ни сам рост долга, ни рейтинговые действия не создают, считает Копейкин. Правительство занимает в юанях, по данным, цитируемым Bloomberg, на иностранных держателей приходится менее 10% государственного долга Китая, продолжает он. Долг хоть и растет, но остается существенно ниже, чем в ряде развитых экономик, а какой-то заметной реакции рынков на действия агентств не последовало ни сейчас, ни в декабре, напоминает эксперт. А сам уровень рейтингов Китая остается высоким – даже если они будут понижены, то, по версии глобальных агентств, останутся на уровнях, сравнимых с рейтингами Испании и выше показателей Италии, Португалии и ряда восточноевропейских стран, заключает он.