Экономика
Бесплатный

Нужно ли государству реальное раскрепощение малого и среднего бизнеса?

Механизмы его поддержки забюрократизированы, а проблемы с получением кредитов не решить аппаратными инициативами
Сергей Крюков, председатель правления МСП-банка

В России примерно 13 700 средних предприятий, чуть больше 2 млн – малых, из которых более 1,8 млн – микропредприятия. Все вместе они составляют 95% от общего числа компаний в стране, но при этом формируют порядка 20% ВВП. А по логике властей тот, кто создает больше ВВП, получает поддержку в первую очередь. И крупный бизнес, и системообразующие банки уже получили помощь в виде докапитализации и субсидий, а среднему и малому бизнесу, по большому счету, остаются только уже существующие меры: субсидии Министерства экономического развития, кредитные гарантии государственных структур, занимающихся развитием малого и среднего бизнеса, и льготное кредитование через сеть партнеров МСП-банка.

Фактически государственная кредитная помощь сводится к возможностям МСП-банка, который располагает отработанной системой ее предоставления, сетью из 250 партнеров, аналитической поддержкой. Однако эти возможности серьезно ограничены нашим капиталом и требованиями по резервам ЦБ. С 2004 г. до бизнеса было доведено свыше 500 млрд руб., в текущем портфеле – порядка 100 млрд руб., но увеличить его не получается, так как докапитализация банка полностью зависит от прибыли материнской компании – ВЭБа.

Ожидаемые сокращения в корпоративном секторе и госструктурах непременно приведут к росту неформальной занятости, которая уже сейчас превышает 20% трудоспособного населения. И малые и средние предприятия (МСП) не только не смогут их аккумулировать, но и добавят своих «высвобождаемых» работников. К тому же бизнес серьезно закредитован, а девальвация значительно осложнила обслуживание займов: кто-то не успел закупить необходимое импортное оборудование, кому-то нужно его модернизировать либо обслуживать. Остановка начатых проектов, отсутствие по ним рефинансирования оставят такие компании без шансов на выживание. Последствия только двух этих факторов – безработица, сокращение ВВП, социальное недовольство.

Что реально нужно малому и среднему бизнесу в сегодняшних условиях? Снятие административных барьеров, снижение ключевой ставки ЦБ, длинные финансовые ресурсы (минимум на 3–5 лет), возможность получения госконтрактов, смягчение и, главное, стабильность налогового законодательства. Хорошие шансы улучшить положение МСП имеют инициатива о введении налоговых каникул и патентная система налогообложения, однако нехватка целевых длинных ресурсов (отсутствие дешевого рублевого кредита) сохраняется. Получить новые кредиты стало фактически нереально – рыночные ставки для МСП доходят до 25%, что фактически снимает вопрос о каком-либо развитии бизнеса, господствует позиция «только бы выжить».

Механизмы же поддержки малого и среднего бизнеса сильно забюрократизированы. Нужно в первую очередь упрощать и унифицировать условия для участия МСП в программах господдержки, а не расширять бюрократический аппарат, курирующий эту проблематику (в феврале, например, была озвучена идея учреждения еще одного органа поддержки малого и среднего бизнеса). Сам бизнес, по нашим опросам, безразличен к подобным аппаратным инициативам, скорее, они могут вызвать очередную волну критики власти, пытающейся выдать некие внутренние телодвижения за реальную заботу о бизнесе. К тому же подобные инициативы чреваты серьезными операционными и технологическими рисками, реальным сокращением и без того крайне ограниченной финансовой поддержки МСП.

Ограниченность существующих кредитных механизмов, высокая ключевая ставка ЦБ и незаконченность формирования национальной гарантийной системы (отсутствие понятных универсальных условий предоставления гарантий – одна из серьезных причин, почему этот механизм пока мало востребован) – все эти проблемы не решить изменением существующих механизмов поддержки или созданием новых ведомств. Для серьезного увеличения объемов господдержки бизнесу в условиях стагнирующей экономики и сокращения потребления необходимо, в первую очередь, расширение фондирования уже работающих структур. Но в еще большей степени ему нужна единая и постоянная политика государства по поддержке МСП, реально решающая задачи «раскрепощения малого и среднего бизнеса», как было сказано в послании президента 4 декабря 2014 г.

Мнения экспертов банков и инвесткомпаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.