Как решать системные проблемы, мешающие росту производства в малом и среднем бизнесе

К оптимизации работы самих МСП необходимо добавить стабильный доступ к госзаказу и финансовым ресурсам

Ставка на рост производства и импортозамещение, ставшая особенно заметной после введенных санкций, была призвана нарастить внутренний товарооборот за счет создания дополнительно пространства «облегченной конкуренции» для малого и среднего бизнеса. Однако начавшееся движение в эту сторону пока сложно назвать последовательным и системным, при этом поставленные задачи – повышения доли малого и среднего бизнеса в ВВП до 40-50% к 2020 г. и увеличение числа рабочих мест в секторе в два раза – крайне амбициозны.

Так, согласно нашему исследованию, проведенному в феврале-марте, сводный индекс финансового состояния малых и средних предприятий (МСП) показал отрицательное значение впервые с 2011 г., когда было проведено первое исследование этой серии. То есть число предприятий, давших негативную оценку своему финансовому состоянию по итогам 2014 г., оказалось заметно выше, а их доля выросла до 54,4% с 35,8% по итогам 2013 г.

Объем производства можно увеличить, если сырьевой и обрабатывающий сектора будут работать синхронно. Если в нефтегазовом секторе, а это преимущественно крупные компании, процессы оптимизации и модернизации производства с разной степенью интенсивности уже идут, то в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, где представлен в основном малый и средний бизнес, пока похвастаться нечем. Более того, кризисные явления в экономике нанесли этому сегменту наиболее ощутимый удар.

По оценкам опрошенных руководителей предприятий, в числе трех наиболее важных проблем, сдерживающих развитие бизнеса, – высокое налоговое бремя (41,3%), недоступность кредитов и иных источников финансирования (38,2%), административные барьеры, коррупция и криминал (22,8%). Примечательно, что в этом году недоступность кредитов «вырвалась» на второе место; ранее этот фактор назывался третьим.

Препятствующие росту производства проблемы имеют системный характер, но их можно решать. Для этого нужна активная работа по трем направлениям. Первое – оптимизация работы непосредственно малых и средних предприятий с учетом текущих экономических реалий. Под оптимизацией многие по старинке понимают избавление от непрофильных активов и сокращение издержек на персонал и хозяйственные расходы; на деле же это должно в большей степени относиться к управленческим процедурам, ведению рассчетно-кассовых операций. Без этого рентабельность будет по-прежнему низкой.

Второе – стабильный доступ МСП к госзаказу. Для этого в госкорпорациях и компаниях с госучастием должна быть создана реально работающая и жестко контролируемая практика квотирования заказов на работы и услуги. Сейчас бизнес не считает действующую систему эффективной. По данным «Опоры России», сейчас в закупках участвуют около 24% субъектов малого и среднего бизнеса. Но только 30% из них считают, что отбор поставщиков производится честно. Большинство опрошенных отмечает отсутствие достоверных данных, сложности с поиском информации и, наконец, обременительные условия оплаты, по которым задержки между выполнением работ/услуг и переводом средств могут достигать полугода.

Мы провели собственный анализ портала госзакупок: в 2014 г. прямые закупки компаний у рыночных (неаффилированных) МСП составили порядка 290 млрд руб., то есть около 2% от общей суммы контрактов, что крайне мало. Конечно, это скорее экспертная оценка, но и она говорит о необходимости перезагрузки этой системы. Совершенствование портала с целью повышения прозрачности уже сегодня критически важно для стимулирования интереса бизнеса и повышения его доверия к государству.

Существует и ряд объективных факторов, например, отсутствие соответствующих финансовых ресурсов у МСП. Так, чтобы выполнить крупный заказ, малому предприятию невозможно обойтись без кредитных средств, а они весьма дороги. Есть серьезные вопросы и к качеству выпускаемой продукции, которая далеко не всегда устраивает крупные отечественные компании. Но тут наблюдается своеобразный замкнутый круг: для выпуска продукции на мировом уровне бизнесу необходимо техническое перевооружение, модернизация производства, что, в свою очередь, можно осуществить только на заемные ресурсы по адекватным ставкам. Но эти ресурсы малый и средний бизнес получить не может, в том числе потому, что его сегодняшняя продукция не находит необходимого спроса на рынке, в том числе из-за несовершенства системы гозакупок.

И третье: в качестве закономерного итога этой политики необходима консолидация всех мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном уровне. Например, в формате федеральной целевой программы, которая бы включала и объединенный финансовый ресурс (по действующим на сегодня отдельно программам Минэкономразвития, Минпромторга, Минсельхоза и Минобрнауки). Эти средства должны быть возвратными и идти на регулярной основе исключительно на проектную поддержку – например, на инвестиционные проекты по модернизации производства, закупку оборудования и инвестиции в обучение персонала предприятий.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.