Космос сегодня – это инновационный и прибыльный бизнес

Неограниченные перспективы развития и заработка на новых технологиях привлекают в космос успешные частные компании

XXI век превратился в постоянное и вечное сегодня. Новые технологии стали настолько повседневными и обыденными, что мы не замечаем, не удивляемся и не задумывается, как и для чего они создавались. Порой не замечаем и звездного неба. Зачем человечеству космос? Зачем тратить гигантские деньги на мечту о звездах, если и на Земле полно проблем, которые требуют решений, а основные открытия уже сделаны и достаточно лишь поддерживать достигнутый уровень технологий и комфорта современной цивилизации? Может ли исследование космоса принести прибыль бизнесу, а бизнес – помочь человечеству открыть новые горизонты?

Существует множество примеров, доказывающих, что инвестиции в космические технологии и исследования приносят колоссальную прибыль, если находят применение в экономике.

Солнечные батареи, которые изначально разрабатывались для космических аппаратов, привели в итоге к появлению солнечной энергетики, которая способна так же изменить энергетический рынок, как это сделала в свое время сланцевая революция. В ряде регионов мира коммунальные сети с солнечной энергией успешно конкурируют с природным газом.

Орбитальный телескоп «Хаббл» – автоматическая обсерватория на орбите Земли – создавался исключительно для научных исследований. Но гигантский объем собранной информации о звездах и галактиках (50 терабайт), которую нужно было переправить на Землю, потребовал создания технологий дистанционной передачи данных. И хотя общие затраты на проект орбитального телескопа составили порядка $6 млрд, разработанные для этой программы технологии трансляции данных нашли применение в сотовой связи и многократно окупили расходы на создание «Хаббла». Сотовая связь начала массово развиваться с конца 1970-х гг., но именно на середину 1990-х (начало работы «Хаббла» на орбите) пришелся взрывной рост индустрии мобильных телекоммуникаций.

Сейчас уже, наверное, трудно представить, как мы раньше ездили без навигаторов. Спутниковые системы глобального позиционирования первоначально разрабатывались исключительно для военных целей. Но вот уже много лет как системы навигации вошли в нашу жизнь и помогают экономике: это спутниковый мониторинг транспорта, навигация, геодезия и картография, геотегинг и геокэшинг.

Спутниковая связь, спутниковое телевидение и интернет улучшили качество жизни людей по всему миру.

Космические технологии подарили человечеству новую медицину: магнитно-резонансные и компьютерные томографы, аппаратуру для гемодиализа и кардиоангиографии, дефибрилляторы, роботов-хирургов.

Датчики контроля вредных примесей в воздухе, системы фильтров для очистки воды, для контроля качества продуктов питания – это тоже космические технологии, служащие охране здоровья и защите окружающей среды на Земле.

Объем мирового рынка космических услуг сейчас составляет, по разным оценкам, $300-400 млрд в год и ежегодно растет примерно на 5%, причем собственно затраты на запуски ракет и спутников составляют около $40 млрд, то есть на порядок меньше. К 2030 г. с появлением новых типов ракетоносителей и внедрением новых технологий рост рынка космических продуктов и услуг может ускориться, а его объем – увеличиться примерно до $1,5 трлн. Разве может бизнес игнорировать такие перспективы? Поэтому в последние годы в мире наблюдается приток частных инвестиций в развитие космических технологий и освоение космоса.

Сегодняшняя практика показывает, что космические технологии – это инновационный бизнес, который могут успешно развивать не только государства, движимые амбициями или военно-политическими целями, но и частные компании, например, SpaceX и Tesla Motors Илона Маска, Virgin Galactic Ричарда Брэнсона. Частная исследовательская компания NanoRacks имеет собственные отсеки на МКС, компания NovaWurks – известный разработчик малых спутников для бизнеса, а частная компания навигационных технологий Odyssey Space Research – прекрасный пример малого бизнеса, выигрывающего контракты у крупных корпораций.

Чем же привлекателен космос для бизнеса?

Во-первых, это бескрайняя вселенная для инноваций и научно-технического прогресса. Некоторые исследователи считают, что войны двигают вперед технологии и прогресс цивилизации в целом. Но космос стимулирует развитие человечества гораздо быстрее и эффективнее, чем войны, и обходится без массовых жертв и разрушений.

Во-вторых, космос – это использование реальной глобальной экономикой высоких технологий навигации, мониторинга, телекоммуникаций, биомедицины, безопасности, энергетики, в том числе и солнечной.

Что же еще можно придумать и открыть? Какие амбициозные цели может ставить перед собой бизнес, осваивая космическое пространство и создавая новые технологии?

Назову лишь несколько вещей, которые изучал лично или с которыми знаком по серьезным научным работам. Итак, это создание безопасной (потому что идет выделение протонов, а не нейтронов) и перспективной термоядерной энергетики на основе изотопа гелия-3; системы дистанционной передачи энергии на основе электромагнитной индукции, излучения или плазмы, а также эффективные системы трансформации солнечной энергии в электрическую; высокоскоростные транспортные системы, в том числе и для перемещения в атмосфере и под водой; робототехника и искусственный интеллект; системы жизнеобеспечения; системы связи со сверхвысокой пропускной способностью порядка 100-150 гигабит в секунду; создание новых композитных материалов; технологии оптики и терморегулирования, IT-технологии на основе троичной логики, которые могут перевернуть современное представление о вычислительной математике и сделать компьютеры более эффективными.

Огорчает лишь то, что Россия отстает в космической гонке, упущено время, не произошло передачи опыта, страна потеряла целое поколение ученых и инженеров. Помните ужас Гамлета: «Распалась связь времен, ужели не поправить?»?

Закон развития цивилизации гласит, что утраченные знания нельзя восстановить, но их можно обрести заново. И Россия не раз доказывала, что может возрождаться и создавать.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.