Определить комфортный уровень закредитованности малого и среднего бизнеса сегодня почти невозможно

Кредитование сдерживается неясностью экономических перспектив
Сергей Крюков, председатель правления «МСП банка»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Закредитованность российского малого и среднего бизнеса – одна из наиболее значимых проблем, препятствующих его развитию. Дело не только в том, что текущая долговая нагрузка мешает предпринимателям получить новые кредиты (по нашим опросам, это третья по частоте причина отказа в ссуде, и при этом банки испытывают дефицит в качественных заемщиках). Просто к ухудшению их текущего финансового состояния, вызванного снижением потребительского спроса, добавляется неясность перспектив сбыта продукции, а, значит, – и доли прибыли, которую бизнес относительно комфортно сможет отдавать на обслуживание кредитов. Внятной статистики по тому, какую именно часть выручки малые и средние предприятия тратят на обслуживание кредитов и какое значение можно назвать пороговым, пока не существует. Это значит, что любой предприниматель при рассмотрении вопроса о привлечении денежных средств будет исходить из наихудшего для себя сценария.

Накладывают ограничения и ставки по кредитам. Они по-прежнему чрезвычайно высоки (порядка 20%) и в обозримом будущем вряд ли заметно снизятся, хотя бы потому, что риски кредитования сегмента МСП сохраняются. Поэтому предпринимателям остается рассчитывать лишь на краткосрочные кредиты. Только они и доступны, и целесообразны при высоких ставках. Однако никто не может гарантировать получение нового кредита после погашения старого, как и возможности рефинансирования на доступных условиях. Более того, такие кредиты лишь помогают держаться на плаву, но никак не способствуют развитию бизнеса, реализации новых проектов.

Следует, правда, признать, что у МСП в целом отсутствует практика долгосрочного планирования, и это извечная проблема российского бизнеса, даже крупного. К примеру, горизонт планирования таких компаний, как «Газпром» или «Роснефть», не превышает 3,5 года, в то время как крупный бизнес в Западной Европе привык в среднем к пяти годам планирования. Привычный же для российского крупного бизнеса горизонт планирования в Европе свойственен скорее среднему бизнесу. Российские же средние предприятия сейчас не анализируют перспективы своей деловой активности дальше, чем на 1,5-2 года. И тем не менее текущая ситуация оказала непосредственное влияние на инвестиционные планы: мало кто рискует вкладываться в длинные проекты – нет уверенности в их окупаемости, поскольку нет понимания стабильности выручки. За 2014 г. совокупный оборот МСП снизился на 6,9%, а за неполный 2015-й – на 6,1%.

Изменилась и ситуация на рынке кредитования МСП. За первое полугодие портфель задолженности малого и среднего бизнеса сократился на 7,8%, а доля просроченных кредитов резко выросла и достигла максимального со времени кризиса 2008 г. значения – 11,7%. При этом ощутимая часть компаний до сих пор не может расплатиться по ранее полученным валютным кредитам, о чем свидетельствует опережающий рост просрочки по ним.

При растущей экономике банки с готовностью шли на рефинансирование клиентов из числа МСП – в первую очередь, для привлечения качественных заемщиков, дефицит которых рынок испытывал уже в начале 2008 г. Среднесрочные кредиты были достаточно удобными, так как рост экономики предполагал значительные перспективы для инвестиций. Сейчас банки не могут себе позволить выдавать долгосрочные и даже среднесрочные кредиты, так как риски слишком высоки. А если Банк России отменит смягчение в части требований к резервированию, которое он ввел в качестве антикризисной меры, увеличение объемов кредитования малого и среднего бизнеса и вовсе окажется под вопросом.

Таким образом, падающие обороты и «схлопывание» рынка кредитования в настоящее время стали объективной реальностью для большинства малых и даже средних предприятий. Даже банкам сложно предсказать, как изменение кредитной нагрузки при выдаче кредита скажется на дальнейшей платежеспособности предприятия с учетом экономической нестабильности. Существующие механизмы юридической и финансовой проверки бизнеса позволяют банкам выявить откровенно некачественных заемщиков, понять текущий уровень кредитной нагрузки: банки запрашивают у клиентов расшифровки предоставленных кредитов, получают сведения из бюро кредитных историй, сверяют данные. Проблема не в установлении факта закредитованности – сложно понять, насколько увеличение кредитной нагрузки под силу заемщику в текущих условиях снижения спроса и экономической нестабильности.

Пока для нас ясно одно: рынок кредитования малого и среднего бизнеса в том виде, в каком мы его знали раньше, не сохранится. Без развития механизмов долгосрочного кредитования его будущее совсем не радужно, как и будущее самих МСП. Инициатива по изменению ситуации должна исходить от заинтересованных в развитии сектора государственных органов и институтов развития, в первую очередь, – создаваемой Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Сейчас для этого самое подходящее время – готовится стратегия развития этого предпринимательства до 2030 г. Она будет предполагать деление МСБ на «массовый сегмент» – предприятия, которые обеспечивают повышение качества жизни, стабильный уровень занятости (в первую очередь, торговля и услуги), и «производственный высокотехнологичный», обеспечивающий развитие экономики. Очевидно, что для каждого из сегментов нужны свои инструменты поддержки, в особенности, финансовой. И, безусловно, чудес не бывает – не будет достаточно ресурсов, чтобы выдать всем кредиты по ставке ниже 10% годовых. В первую очередь, долгосрочные и льготные ресурсы должны поступать в «производственный» сегмент, играющий ключевую роль с точки зрения диверсификации экономики, создания добавленной стоимости и импортозамещения. А «массовый» может финансироваться коммерческими участниками рынка. Хотя и ему в определенных ситуациях следует оказать господдержку (например, бизнесу в моногородах, сложных регионах, социальному предпринимательству, сельхозпроизводителям).

И, конечно же, обязательно нужно улучшить деловой климат, ориентируясь не столько на места в рейтинге Doing Business Всемирного банка, сколько на реальное изменение ситуации в институтах регулирования, налогообложения. Как только экономика выберется из рецессии, эти институты вновь будут сдерживать развитие малого и среднего бизнеса, поэтому ситуацию нужно исправлять уже сейчас.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more