Определить комфортный уровень закредитованности малого и среднего бизнеса сегодня почти невозможно

Кредитование сдерживается неясностью экономических перспектив

Накладывают ограничения и ставки по кредитам. Они по-прежнему чрезвычайно высоки (порядка 20%) и в обозримом будущем вряд ли заметно снизятся, хотя бы потому, что риски кредитования сегмента МСП сохраняются. Поэтому предпринимателям остается рассчитывать лишь на краткосрочные кредиты. Только они и доступны, и целесообразны при высоких ставках. Однако никто не может гарантировать получение нового кредита после погашения старого, как и возможности рефинансирования на доступных условиях. Более того, такие кредиты лишь помогают держаться на плаву, но никак не способствуют развитию бизнеса, реализации новых проектов.

Закредитованность российского малого и среднего бизнеса – одна из наиболее значимых проблем, препятствующих его развитию. Дело не только в том, что текущая долговая нагрузка мешает предпринимателям получить новые кредиты (по нашим опросам, это третья по частоте причина отказа в ссуде, и при этом банки испытывают дефицит в качественных заемщиках). Просто к ухудшению их текущего финансового состояния, вызванного снижением потребительского спроса, добавляется неясность перспектив сбыта продукции, а, значит, – и доли прибыли, которую бизнес относительно комфортно сможет отдавать на обслуживание кредитов. Внятной статистики по тому, какую именно часть выручки малые и средние предприятия тратят на обслуживание кредитов и какое значение можно назвать пороговым, пока не существует. Это значит, что любой предприниматель при рассмотрении вопроса о привлечении денежных средств будет исходить из наихудшего для себя сценария.

Следует, правда, признать, что у МСП в целом отсутствует практика долгосрочного планирования, и это извечная проблема российского бизнеса, даже крупного. К примеру, горизонт планирования таких компаний, как «Газпром» или «Роснефть», не превышает 3,5 года, в то время как крупный бизнес в Западной Европе привык в среднем к пяти годам планирования. Привычный же для российского крупного бизнеса горизонт планирования в Европе свойственен скорее среднему бизнесу. Российские же средние предприятия сейчас не анализируют перспективы своей деловой активности дальше, чем на 1,5-2 года. И тем не менее текущая ситуация оказала непосредственное влияние на инвестиционные планы: мало кто рискует вкладываться в длинные проекты – нет уверенности в их окупаемости, поскольку нет понимания стабильности выручки. За 2014 г. совокупный оборот МСП снизился на 6,9%, а за неполный 2015-й – на 6,1%.

Изменилась и ситуация на рынке кредитования МСП. За первое полугодие портфель задолженности малого и среднего бизнеса сократился на 7,8%, а доля просроченных кредитов резко выросла и достигла максимального со времени кризиса 2008 г. значения – 11,7%. При этом ощутимая часть компаний до сих пор не может расплатиться по ранее полученным валютным кредитам, о чем свидетельствует опережающий рост просрочки по ним.

При растущей экономике банки с готовностью шли на рефинансирование клиентов из числа МСП – в первую очередь, для привлечения качественных заемщиков, дефицит которых рынок испытывал уже в начале 2008 г. Среднесрочные кредиты были достаточно удобными, так как рост экономики предполагал значительные перспективы для инвестиций. Сейчас банки не могут себе позволить выдавать долгосрочные и даже среднесрочные кредиты, так как риски слишком высоки. А если Банк России отменит смягчение в части требований к резервированию, которое он ввел в качестве антикризисной меры, увеличение объемов кредитования малого и среднего бизнеса и вовсе окажется под вопросом.

Таким образом, падающие обороты и «схлопывание» рынка кредитования в настоящее время стали объективной реальностью для большинства малых и даже средних предприятий. Даже банкам сложно предсказать, как изменение кредитной нагрузки при выдаче кредита скажется на дальнейшей платежеспособности предприятия с учетом экономической нестабильности. Существующие механизмы юридической и финансовой проверки бизнеса позволяют банкам выявить откровенно некачественных заемщиков, понять текущий уровень кредитной нагрузки: банки запрашивают у клиентов расшифровки предоставленных кредитов, получают сведения из бюро кредитных историй, сверяют данные. Проблема не в установлении факта закредитованности – сложно понять, насколько увеличение кредитной нагрузки под силу заемщику в текущих условиях снижения спроса и экономической нестабильности.

Пока для нас ясно одно: рынок кредитования малого и среднего бизнеса в том виде, в каком мы его знали раньше, не сохранится. Без развития механизмов долгосрочного кредитования его будущее совсем не радужно, как и будущее самих МСП. Инициатива по изменению ситуации должна исходить от заинтересованных в развитии сектора государственных органов и институтов развития, в первую очередь, – создаваемой Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Сейчас для этого самое подходящее время – готовится стратегия развития этого предпринимательства до 2030 г. Она будет предполагать деление МСБ на «массовый сегмент» – предприятия, которые обеспечивают повышение качества жизни, стабильный уровень занятости (в первую очередь, торговля и услуги), и «производственный высокотехнологичный», обеспечивающий развитие экономики. Очевидно, что для каждого из сегментов нужны свои инструменты поддержки, в особенности, финансовой. И, безусловно, чудес не бывает – не будет достаточно ресурсов, чтобы выдать всем кредиты по ставке ниже 10% годовых. В первую очередь, долгосрочные и льготные ресурсы должны поступать в «производственный» сегмент, играющий ключевую роль с точки зрения диверсификации экономики, создания добавленной стоимости и импортозамещения. А «массовый» может финансироваться коммерческими участниками рынка. Хотя и ему в определенных ситуациях следует оказать господдержку (например, бизнесу в моногородах, сложных регионах, социальному предпринимательству, сельхозпроизводителям).

И, конечно же, обязательно нужно улучшить деловой климат, ориентируясь не столько на места в рейтинге Doing Business Всемирного банка, сколько на реальное изменение ситуации в институтах регулирования, налогообложения. Как только экономика выберется из рецессии, эти институты вновь будут сдерживать развитие малого и среднего бизнеса, поэтому ситуацию нужно исправлять уже сейчас.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.