Евразийский союз поможет России избавиться от сырьевого проклятия

Быстрое создание общего рынка товаров, услуг и капитала может позволить ЕАЭС стать одним из центров многополярного мира
Александр Лосев, генеральный директор «Спутник — управление капиталом»

Где искать опору в период глобальной экономической конкуренции?

Процессы, происходящие сейчас в мировой экономике, представляют собой глобальную внешнеэкономическую конкуренцию основных финансовых центров, таких как США, Китай, Япония и ЕС, и объединений стран вроде БРИКС, ОПЕК, АСЕАН, а также отдельных государств и компаний. Соперничество ведется за рынки сбыта, капиталы, ресурсы, внимание инвесторов, за технологические стандарты, которые станут базовыми и обеспечат лидерство в будущем.

Азиатские страны, добившись значительных экономических успехов в последнее десятилетие, стремятся сократить дисбалансы в потреблении, уровне жизни, распределении материальных и финансовых ресурсов, конкурируя с Западом. Волна девальваций национальных валют различными странами для стимулирования своего экспорта и китайский фактор становится настолько значимы, что даже ФРС США приходится учитывать их в монетарной политике.

Взаимоотношение потребителей и производителей сказывается на рынке сырья. Низкие цены на энергоносители и промышленные металлы – безусловный плюс для глобальных игроков. В выигрыше от дешевой нефти не только Евросоюз и США, но и вся Юго-Восточная Азия. А вот сырьевые державы, напротив, сталкиваются с новой, неприятной для них реальностью. Падение цен обнажает неэффективность и слабость большинства сырьевых экономик и вредит не только им, но и странам, связанным с ними торгово-финансовыми отношениями, вызывая волны девальваций.

Сырьевое проклятие не только лишает российскую экономику перспектив инновационного роста, но и тяжелой тенью ложится на наших соседей, которые либо уже оказались, либо рискуют оказаться в так называемой «ловушке бедности». Эти же угрозы стоят перед самой Россией. Для выхода из такого состояния нужны колоссальные инвестиции, рост экономической эффективности, модернизация систем управления и резкое повышение производительности труда. Но последнего, как давно доказала экономическая наука, нельзя ждать от беднеющего населения без привлечения капитала и улучшения качества трудовых ресурсов.

Противостояние, пусть даже экономическое, требует ресурсов и союзников. Прохладное отношение стан Юго-Восточной Азии, в том числе и Китая, к предложению инвестировать в российскую экономику должно было избавить нас от иллюзий. На что же мы можем опереться в этой глобальной конкуренции? Концепция озвучена давно – это Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Единое экономическое пространство.

Экономическая утопия?

Попытки России запустить интеграцию экономик в рамках СНГ пока наталкиваются на опасения соседних стран потерять часть суверенитета. В отношениях между республиками существуют проблемы экономического эгоизма и торговых барьеров, различия в уровнях развития промышленности и в миграционной политике. А также общая для всех проблема низкого качества базовых институтов. По этим причинам ЕАЭС так и не начал действовать на полную мощь, а соглашения между странами носят подчеркнуто компромиссный характер.

В чем основная идея экономического союза? Объединение позволяет странам обеспечить свободное движение капиталов, товаров и услуг, а также координировать промышленную и монетарную политику. Создание общего внутреннего рынка потребления и доступа к общей инфраструктуре способно стимулировать производство и снизить издержки.

Евросоюз – это, в первую очередь, экономический проект ведущих европейских держав. Численность населения ЕС, а, значит, и потребительского рынка, составляет около 500 млн человек. Высокий уровень интеграции и отсутствие торговых барьеров позволяют производить внутри ЕС продукты любой сложности и в больших объемах. Производители уверены: любой товар найдет своего покупателя, и сколько бы средств ни тратили компании на разработку продукта – всё окупится.

Не случайно ЕС находится на 1-м месте в мире по совокупному ВВП, хотя занимает 7-е по территории и 3-е – по количеству жителей.

Минус ЕС лишь в том, что у более слабых экономик нет выбора модели интеграции, а неравенство порождает дисбалансы. Основная тяжесть по спасению «утопающих» ложится на ведущие государства. К тому же, присоединение стран, не способных конкурировать с мощью экономического ядра, может оставить их вообще без национальных экономик и, по сути, лишить политического суверенитета. Пример недавнего кризиса в Греции и роль Германии в его разрешении у всех перед глазами.

Не является ли тогда утопией предложение по объединению небогатых стран в экономический союз в условиях формирования новых мировых полюсов силы?

Отбросить экономический эгоизм для достижения цели

Главный ресурс государств и территорий – это люди. Китай и Южная Корея – прекрасный пример стран, которые, обладая трудовыми ресурсами, со временем могут практически из нищеты вырваться в региональные и глобальные экономические лидеры.

Стоимость трудовых ресурсов на постсоветском пространстве сейчас ниже, чем в Китае и ряде стран Юго-Восточной Азии, а уровень образования и профессиональной подготовки все еще высок. Поскольку союз только формируется, есть шанс избежать ошибок ЕС, учесть при интеграции региональные особенности и сконцентрировать усилия на обновлении инфраструктуры.

Российские компании могут перенести производство отдельных компонентов и узлов в постсоветские республики, куда можно привлекать иностранный капитал, не опасаясь санкций, и вкладывать собственный в обмен на открытие и объединение финансовых систем, а также рынков товаров и услуг. Создание рабочих мест в регионах совместными усилиями российского бизнеса и предпринимателей из стран-партнеров поможет решить проблему трудовой миграции (в том числе из Центральной Азии), повысить доходы населения и качество жизни во всех республиках. Вырастет покупательная способность и потребительский спрос на товары, производимые внутри союза.

Это приведет к росту общего рынка производства и капитала, повысит окупаемость технологий и внедрение инноваций, снизит издержки на изготовление и транспортировку товаров, что, в свою очередь, повлечет дальнейший рост промышленности и повышение производительности труда. А это уже является ключевым условием для экспортоориентированных производств, поскольку повысит конкурентоспособность продукции на мировом рынке и обеспечит увеличение экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. И, в конечном итоге, может помочь избавиться от сырьевого проклятья.

Но для этого всем участникам союза придется отбросить в сторону экономический эгоизм и заняться настоящей интеграцией, улучшением управления и совершенствованием правовых и экономических институтов. Только после этого ЕАЭС может перейти от компромиссных межправительственных договоров к модели общих институтов и общего центра администрирования. И если экономический союз России и ее соседей станет одним из центров многополярного мира, то сама дискуссия, куда поворачивать взгляд – на Запад или Восток, сменится для нас рациональным выбором, в каких сферах сотрудничать на равных с Западом, а в каких – с Востоком.

А вот единая валюта ЕАЭС – это очень отдаленная перспектива. Даже ЕС пока не удалось обеспечить бюджетную и фискальную дисциплину во всех государствах-участниках. Поэтому в роли объединителей финансовых систем могут выступать совместно созданные банки развития, а также филиальные сети крупнейших государственных и коммерческих банков.

Время не ждет

От экономического союза выигрывают все его участники. Распределение ресурсов и труда в рамках объединения стран может решить острейшую проблему занятости на местах и снизить трудовую миграцию. Но при этом социокультурная интеграция с общим языком в общем пространстве одного из центров глобального влияния позволит людям разных национальностей, находясь дома, не чувствовать себя на периферии цивилизации. Россия, сохраняющая военный потенциал, способна обеспечить безопасность и организовать коллективную защиту единого экономического пространства. Но времени остается не так много – чем дольше длится рецессия, тем сложнее из нее выходить. Для проведения всех реформ и создания общих институтов требуются не месяцы, а годы. А сейчас странам на постсоветском пространстве необходима координация торговой и валютной политики, чтобы не осложнять общую ситуацию в экономике. Полагаю, у нас есть лишь несколько месяцев на синхронизацию внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС и не больше года – на запуск первых совместных инвестиционных проектов, чтобы представить российскую альтернативу китайскому, европейскому или американскому бизнесу на просторах СНГ.

Вовсе не цепной реакцией девальваций, а лишь коллективными усилиями можно противостоять давлению со стороны глобальных рынков и действиям отдельных игроков, таких, как США, ЕС и Китай.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Feedoor
12:21 22.10.2015
у всех союзников России одни и те же с ней общие болячки - НЕСМЕНЯЕМЫЕ ДИКТАТОРСКИЕ РЕЖИМЫ, как следствие - отсутствие политической конкуренции и свободных СМИ; как следствие - африканский уровень коррупции, как следствие - отсутствие эффективной судебной системы и правоохранительных органов, как следствие - очень слабая защита прав собственных граждан и иностранных инвесторов, как следствие - высокая преступность, рейдерские захваты предприятий, как следствие - бегство капитала и инноваторов в свободные развитые государства, как следствие - отсутствие собственных инновационных технологий и свободного капитала, как следствие - бедность большей части населения, как следствие - низкая покупательная способность населения, как следствие - низкий спрос на потребительские товары, как следствие - низкая прибыльность инвестиций как следствие - НИКАКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ в конкуренции с свободными развитыми государствами И еще: НЕСМЕНЯЕМЫЕ ДИКТАТОРСКИЕ РЕЖИМЫ консервативны в политике, это консервирует всё остальное - культуру, экономику и технологии. Т.е. они являются препятсвием для развития собственных государств
00
Комментировать