Мировая экономика демонстрирует первые признаки выздоровления

Ведущие развитые страны и Китай начинают синхронно расти, что должно помочь и экспортерам сырья

Как свидетельствуют исторические данные, экономике нужно не менее пяти лет, чтобы оправиться от глубокой рецессии, вызванной кредитным кризисом. Кроме того, поскольку начавшийся в 2008 г. экономический спад стал глобальным явлением, охватившим все основные развитые страны, и сопровождался самым тяжелым кредитным кризисом с 1930-х гг., скорее всего, как я неоднократно отмечал ранее, потребуется от шести до восьми лет, чтобы процесс восстановления мировой экономики стал очевидным.

Последние экономические данные свидетельствуют, что процесс этот в западном мире набирает обороты. Что касается главной экономики, американской, то Уолл-стрит достиг дна в I квартале 2009 г., так что 6,5 года спустя наконец можно ждать появления признаков устойчивого восстановления экономики. Первыми они будут проявляться в США и других развитых странах, таких как Великобритания и Япония, а также, можно надеяться, внутри Евросоюза. Это было бы логично, учитывая все реализованные программы денежного стимулирования, которые к тому же продолжаются в Японии и еврозоне.

Западные страны демонстрируют признаки оживления в производственном секторе: индекс менеджеров по закупкам Великобритании вырос в октябре до 55,5 пункта, максимального значения за последние 16 месяцев, и находится на самом высоком уровне в мире; промышленность Японии преодолела проблемы середины года и демонстрирует самые высокие показатели с начала 2015 г., экономика страны начинает пожинать плоды полномасштабного денежного стимулирования.

Принципиально и то, что в следующем году стоит ожидать улучшения ситуации в Китае, которая, похоже, перестала ухудшаться после того, как в первом полугодии экономика пережила серьезные проблемы в производственном секторе. Ее поддерживает китайская версия денежного стимулирования. Это должно помочь всему азиатско-тихоокеанскому региону, а также поддержит страны, зависящие от экспорта сырья и переживающие глубокую рецессию.

Новые технологии, особенно при их внедрении транснациональными компаниями, сегодня позволяют добывать промышленное сырье гораздо дешевле, чем когда-либо ранее. Это, однако, означает, что сокращение добычи становится еще более необходимо, чтобы поднять цены с нынешних крайне низких уровней. Я считаю, что этот процесс недавно начался. Некоторое восстановление цен на сырье приведет к росту корпоративных прибылей в секторе и несколько оживит экономическую активность во многих странах, сильно зависящих от экспорта природных ресурсов. Пока же они остаются самым слабым звеном в мировой экономике. Но если ситуация в них улучшится, бóльшая ее часть будет синхронно расти, хотя поначалу темпы восстановления будут скромными.

Рынкам акций это понравится, рынкам облигаций – нет.

Происходящее сейчас отличается от в высшей степени «медвежьих» комментариев, которые мы слышали еще недавно от многих экспертов, предупреждавших, что ближайшие несколько лет будут годами дефляции и рецессии. Теоретически это, конечно, возможно, потому что прогнозы относительно будущего неизбежно основаны на предположениях и несут в себе долю неопределенности. Тем не менее я считаю, что мы должны увидеть по крайней мере первые свидетельства улучшения экономической ситуации в конце 2015 г. и в 2016 г.

Это должно позволить Федеральной резервной системе США повысить в декабре процентные ставки, и, учитывая пятничную статистику по рынку труда (в октябре была создана 271 000 рабочих мест вместо ожидавшихся 185 000, а безработица снизилась до 5%, самого низкого уровня с апреля 2008 г.), причин не делать этого у нее практически не осталось. Руководство ФРС надеялось провести первое повышение в 2015 г., потому что: 1) экономика США демонстрирует признаки восстановления и 2) в 2016 г. пройдут президентские выборы. Изменение денежной политики перед выборами – вопрос чувствительный: повышение ставок при ускорении роста экономики или нежелание их снижать при его замедлении может негативно повлиять на результаты представителя партии власти. Так, президент Джимми Картер называл повышение ставок Полом Волкером в 1980 г. одним из факторов, приведших к тому, что он проиграл выборы Рональду Рейгану. Джордж Буш-старший считал, что проиграл Биллу Клинтону в том числе из-за нежелания Алана Гринспэна снижать ставки в 1992 г.

Сейчас также есть небольшая вероятность того, что ФРС повысит ставки во второй раз на 0,25 процентного пункта в марте 2016 г. в надежде, что до конца года третьего повышения не потребуется. Но дальнейшие действия ФРС могут зависеть от цен на сырье, которые сегодня находятся на низких уровнях, однако, безусловно, пойдут вверх, если пять крупнейших экономик мира – США, Китай, Япония, Германия и Великобритания – будут более-менее одновременно наращивать темпы роста в течение ближайшего года-двух.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.