Нынешний цикл повышения ставок в США кардинально отличается от прошлых

Из-за этого последствия ужесточения денежной политики малопредсказуемы

В то время как Федеральная резервная система США готовится уже, возможно, на этой неделе поднять процентные ставки, многие инвесторы анализируют прошлые циклы их повышения, чтобы понять, как рынки будут реагировать на этот раз. Чтобы предсказать будущее, мы зачастую обращаемся к тому, что нам было знакомо и удобно в прошлом. Однако сегодня из-за этого мы можем смотреть не в ту сторону: действия ФРС по ужесточению денежной политики за последние лет тридцать служат плохим ориентиром для понимания того, что же нас сегодня ждет.

Ситуация, в которой сейчас действует ФРС, слишком отличается от прошлых экономических циклов, чтобы они могли служить удобной системой координат, из которой можно было бы исходить в своей сегодняшней оценке.

Ужесточение на фоне исторически низких темпов роста экономики и инфляции

Одно из наиболее очевидных различий между нынешним и прошлыми экономическими циклами заключается в том, что ФРС готовится к повышению ставок в тот момент, когда и темпы реального роста ВВП, и инфляция чрезвычайно низки.

Исторически в начале цикла ужесточения денежной политики номинальные темпы годового роста ВВП превышали 5%, сегодня они составляют 3%. Инфляция же, выраженная индексом потребительских цен, обычно была около 3%, а базовый индекс личных потребительских расходов (ФРС предпочитает ориентироваться на этот показатель) – выше 2%; оба эти индикатора гораздо выше сегодняшних.

Обычно ставки начинают повышаться в период роста корпоративных прибылей, а не их снижения, которое мы сейчас наблюдаем. Еще одно свидетельство того, насколько различаются прошлые и нынешний циклы, – ФРС рассматривает повышение ставок во время обвала цен на сырье, который является основной причиной падения прибылей. Что же касается производства, никогда за последние 30 лет денежная политика не начинала ужесточаться, когда индекс деловой активности в этой области ISM (Institute of Supply Management) был ниже 50 пунктов, отделяющих рост от спада, как сегодня.

В прошлом ситуация в мировой экономике обычно служила одним из обоснований для повышения ставок; сейчас же это очевидно не так. Темпы экономического роста и инфляция остаются низкими как в развитом, так и развивающемся мире, поэтому неудивительно, что многие страны продолжают реализовывать программы денежного стимулирования или даже расширяют их. Если бы процентные ставки США были на пару процентных пунктов выше, а не стучались в нулевую отметку, мы бы сейчас, вполне вероятно, обсуждали их снижение, а не повышение.

Более того, когда еще ФРС повышала ставки, продержав их на одном уровне (нулевом) в течение семи лет или имея на балансе $4,5 трлн? Или при таком долговом бремени как в стране, так и в мире и в столь неблагоприятной демографической ситуации? Ответ очевиден – никогда. Почему же мы с таким упорством ищем в прошлом ответы на стоящие сейчас вопросы? Наверное, потому, что так легче; но каким бы ни было объяснение, наверное, лучше рассматривать этот эпизод как уникальный, не связанный с мудростью, содержащейся в покрытых пылью книгах по экономической истории.

Конечно, значительные области экономики США активно развиваются: наблюдается бум в секторе услуг, отлично продаются автомобили, хорошая ситуация на рынке труда генерирует существенный доход для занятых. Однако существенное отличие заключается в том, что во многих сферах американской и мировой экономики наблюдается нетипично проблематичная или по меньшей мере сложная ситуация.

В одном направлении?

Что же все это означает с точки зрения возможной динамики процентных ставок в будущем? Новый цикл вряд ли будет напоминать прежние. Базовая ставка, скорее всего, будет держаться на гораздо более низких уровнях, чем в прошлом.

С 1970 г. в рамках цикла ужесточения денежной политики ставка федерального финансирования поднималась в среднем на 6 процентных пунктов. Нынешний цикл не будет идти ни в какое сравнение. Вероятно, ставка будет более низкой в течение более долгого времени, при этом доходность краткосрочных облигаций будет подниматься вместе с ней, тогда как долгосрочных – реагировать в гораздо меньшей степени. Сможет ли ФРС ужесточать политику в течение всего времени до 2019 г., как свидетельствуют прогнозы ее управляющих? Это представляется маловероятным, учитывая то, что нынешний бизнес-цикл длится уже семь лет.

Существует также риск того, что ФРС будет двигаться в одну сторону – повышая ставки, а остальной мир – в другую, еще больше смягчая денежную политику. Стоит помнить, что Европейский центральный банк, а также центробанки Канады, Австралии, Новой Зеландии, Швеции и Норвегии уже поднимали ставки в этом бизнес-цикле, однако вскоре всем им пришлось их снова снизить. Учитывая не очень благоприятные перспективы мировой экономики, ФРС может оказаться в такой же ситуации.

Можно ожидать, что по итогам ближайшего заседания руководители ФРС дадут обоснование своих нынешних действий. Что же касается их способности пролить свет на перспективы повышения ставок, мы можем еще в течение какого-то времени оставаться в темноте.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.