«Нужны стимулы, с одной стороны, и карательная машина – с другой»

Как выработать культуру честной конкуренции

Успехи Федеральной антимонопольной службы (ФАС) оценены в мировых рейтингах, у нас современное законодательство, а хотелось бы, чтобы с конкуренцией ситуация была лучше. Каждый год, когда мы заслушиваем на правительстве доклад о состоянии конкуренции или проводим совещания, мы с грустью констатируем: и законы хорошие, и эксперты профессиональные, а конкуренция пока не на нужном уровне.

Пять лет назад была начата большая работа – национальная предпринимательская инициатива. Около 80% задуманного в этих дорожных картах было реализовано. Это оценка не только по выполненным пунктам, но и мнение предпринимателей. Всемирный банк включает Россию в тройку лидеров по изменениям, которые оцениваются в рейтинге Doing Business. А предприниматели говорят: «Вы знаете, мы уже чувствуем, что и землю можем получить по-другому, и подключение, и лицензию, если она нужна, а настроения работать у нас нет».

Каким бы хорошим ни было законодательство в Российской Федерации, у нас пока не выработана культура честной конкуренции. Мы по-прежнему не можем сказать, что в закупках существует реальная конкуренция, несмотря на сложную работу, которую мы ведем и по 44-ому, и по 223-ФЗ (законы о контрактной системе и о закупках отдельными видами юридических лиц. – «Ведомости»). Малый или средний предприниматель не может рассчитывать на то, что его конкурентная продукция будет выбрана монополией или госкомпанией. И хотя свыше триллиона рублей заказа должно достаться по квоте малому бизнесу, пока что закупки – это не конкурентное поле.

Игорь Шувалов

Окончил юридический факультет МГУ.
1984–1985 гг. – лаборант в НИИ «Экос».
В 1993 г. – атташе правового департамента МИДа.
1993–1995 гг. – старший юрисконсульт «АЛМ консалтинга», с 1995 г. – директор адвокатского бюро АЛМ.
1997 г. – начальник департамента государственного реестра федеральной собственности Государственного комитета по управлению госимуществом.
1998 г. – замминистра государственного имущества.
1998–2000 гг. – председатель Российского фонда федерального имущества.
2000–2003 гг. – руководитель аппарата правительства – министр Российской Федерации.
2003 г. – помощник президента.
2003–2004 гг. – замруководителя администрации президента.
2004 г. – помощник президента.
С 2008 г. – первый заместитель председателя правительства.

Мы это понимаем и по поручению президента активно работаем по отдельным блокам. Три программы были представлены президенту (Центра стратегических разработок Алексея Кудрина, Минэкономразвития и «Столыпинского клуба». – «Ведомости»). Глава государства проводит совещания, на которых подробно опрашивает экспертов и членов правительства. Тема конкуренции стала звучать по-новому. Игорю Юрьевичу [Артемьеву, руководителю ФАС] и мне было поручено продумать, как сделать так, чтобы не просто законодательство стало более современным, но и практика совершенствовалась. Одними законами, даже самыми современными, мы не сделаем конкуренцию ценностью в нашей культуре. Нужны стимулы, с одной стороны, и карательная машина – с другой.

Считаю, что уголовное преследование должно грозить предпринимателям только за два преступления – уклонение от налогов или других обязательных платежей и любые проявления ограничения конкуренции. Надо искоренять все, что связано с поведением, ограничивающим конкуренцию. Но используя карательную машину, много не добьешься, нужны побудительные мотивы, чтобы бизнес привык вести себя по-другому. Например, те, кто придерживается лучших конкурентных стандартов, могли бы получать преимущества при госзакупках или определенные налоговые вычеты – скажем, по расходам на обучение персонала антимонопольным практикам. А, например, Сбербанку и ВТБ мы можем дать предписание, чтобы кредит и ставка зависели от надлежащего конкурентного поведения заемщика на рынке. В создании системы стимулов нам сильно помогут технологии, использование больших данных – ФНС, ФТС, Сбербанка.

Нам предстоит очень тяжелая и сложная работа. Предстоящие шесть лет коренным образом изменят экономику страны. Высоких темпов роста можно достичь, стимулируя экспорт. Поэтому ФАС должна сделать так, чтобы вовне наши компании могли завоевывать все новые и новые ниши. И никакое антимонопольное регулирование внутри страны не должно их в этом ограничивать.