Почему в России появляются сверхкорпорации

Межотраслевая консолидация в нашей стране будет более ощутима, чем на Западе

В России начинают появляться сверхкорпорации – экосистемы, которые обслуживают все бóльшую часть нашей жизни. Один из самых ярких примеров – «Яндекс». Доход от неосновной деятельности компании уже составляет 20%, годовой рост этой статьи в 10 раз превышает динамику основного бизнеса. «Яндекс» – это не только компания, продающая контекстную рекламу, но и такси, каршеринг, умные колонки и крупнейший отечественный каталог фильмов и сериалов. Совместно со Сбербанком он сделал крупный онлайн-магазин, а скоро начнет снимать сериалы.

Конгломераты разрастаются

Диверсификация выручки – не местная инновация. Пионерами последней волны расширения бизнес-вертикалей являются крупнейшие технологические компании США и Китая. Alibaba в начале своей деятельности была сервисом электронной коммерции, потом занялась платежами, производством шоу, видеостримингом и стала одним из крупнейших венчурных инвесторов (она в том числе поддержала WayRay – стартап с российскими корнями в области дополненной реальности). На Западе этой дорогой шел Amazon, начавший с торговли книгами, но разросшийся до одной из крупнейших платформ по логистике, полному процессу обработки заказа, видео и, естественно, облачных услуг. Каждый третий житель США является членом Amazon Prime – подписки на основные сервисы компании.

С одной стороны, в потребительских конгломератах как таковых нет ничего нового. Взять ту же американскую корпорацию ITT, которая начала свою историю в 1920 г. телефонным оператором, а закончила как производитель полупроводников, оператор гостиниц, арендных машин и средних школ. Разница заключается в том, что современные конгломераты объединяют свои сервисы в единую экосистему. По аналогии с Amazon Prime «Яндекс» запустил подписку «Яндекс.Плюс», которая объединяет музыкальный и видеостриминг со скидками на такси и бесплатной доставкой товаров внутри собственной экосистемы.

Причиной такого развития конгломератов является фундаментальная смена взаимоотношений между корпорациями и потребителями. Теперь компании могут получать гораздо больше информации о клиентах в оцифрованном виде – появился подробный цифровой образ потребителя услуг. Кроме того, компании могут обогащать пользовательские истории в рамках собственного сервиса данными из множества источников, включая кредитные бюро и социальные сети. Они даже могут придумывать сервисы, чтобы собирать больше информации о пользователях (таким может быть новая соцсеть «Аура» от того же «Яндекса»).

Корпорации, умело использующие данные, отслеживают взаимоотношения с клиентами в течение длительного времени. Сервисы электронной коммерции за редкими нишевыми исключениями (к примеру, продажа матрасов или машин) уже не могут заработать на первой покупке, это нужно делать на повторных покупках или сервисах. Доля таковых у лидеров электронной коммерции может достигать 80–90%. Компании, по сути, субсидируют первых клиентов в самых разных сегментах. Например, Uber доплачивал водителям за первую поездку для нового клиента. Сервисы доставки также часто делают первый заказ бесплатным или с существенным дисконтом, рассчитывая на последующее взаимодействие с потребителем.

Особый путь

Эффективно отладив монетизацию одной области, современные корпорации смело уходят в смежные, завоевывая долю в потребительском кошельке. При этом тренды, сформировавшиеся в Китае, начинают проявляться и в России, но более самобытным образом. Amazon, Tencent и Alibaba обладают доступом к ликвидным рынкам капитала, которые оценивают их акции с мультипликатором от 38 до 80 прибылей, таким образом делая почти любые приобретения в смежных областях тут же прибыльными для акционеров.

Отечественные рынки капитала ограничены, поэтому диверсификация может идти двумя путями – через совместные партнерства и слияния, а также с привлечением государственных компаний, у которых инвестиционный горизонт длиннее. Вот несколько последних примеров: Alibaba создает совместное партнерство с «Мегафоном» и Mail.Ru, АФК «Система» увеличивает долю в «Озоне», «Яндекс» находит все больше совместных тем со Сбербанком, ВТБ выкупает «Магнит» у основателя. Таким самобытным образом России идет в фарватере тренда на создание сверхкорпораций.

Последствия консолидации

У других крупных компаний будет небольшой, но выбор: чтобы быть конкурентными, им придется искать партнеров или уходить в узкоспециализированные ниши. В этом плане будет интересно наблюдать, что будут делать самостоятельные сейчас Avito или Wildberries. Только недавно появилась новость о потенциальном поглощении до последнего времени независимого Rambler. А часть компаний, которые не найдут нишу и у которых не хватит ресурсов противостоять гигантам, покинут рынок.

Рано или поздно на процессы консолидации обратит внимание антимонопольная служба. Корпорациям придется делиться данными либо платить за них государству или пользователям. На Западе общество уже признает, что данными должны владеть сами пользователи, об этом отчасти говорит как вступивший в 2018 г. общий регламент ЕС по защите данных (GDPR), так и директива о платежных услугах (PSD2). У нас пока нет подобного законодательства, поэтому препятствий для монополизации значительно меньше. Но это, скорее, вопрос времени – у нас и тенденция на консолидацию развернулась позже.

В России консолидация отраслей будет более ощутима, чем на Западе. Процесс будет идти интенсивнее. Рынок у нас относительно небольшой, на нем меньше участников, им будет легче договориться друг с другом. К тому же рынок этот замкнутый, практически закрытый для внешних инвестиций. Другими словами, он напоминает небольшой остров, а на островах, как известно, легче царить.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.