Юрий Зубов: «Нужно гарантировать инвесторам, что стоимость интеллектуальных прав адекватна»

Руководитель Роспатента Юрий Зубов об основных трендах в сфере патентования интеллектуальных прав
Руководитель Роспатента Юрий Зубов/ Максим Стулов / Ведомости

После массового ухода иностранных компаний из России и прекращения поставок зарубежного оборудования российскому бизнесу пришлось не только масштабироваться, одновременно перестраивая логистические маршруты, но и менять подход к созданию бренда и защите уникальных разработок.

В интервью «Ведомостям» глава Роспатента рассказал о проблемах и первых результатах эксперимента кредитования под залог интеллектуальной собственности, больших перспективах локальных брендов и о том, нужно ли гнаться за названиями ушедших из России марок.

– Что, по-вашему, сейчас сильнее всего влияет на патентную активность?

– Наше ведомство – одно из самых быстрых в мире. Если сравнивать с ведомствами стран IP5 (Intellectual Property Offices, входят США, Южная Корея, Япония, ЕС и Китай. – «Ведомости»), то для них срок рассмотрения заявок в 4 месяца – это недостижимая цифра. Серьезно сокращаются сроки на подачу заявки и повышается удобство работы за счет перехода на портал госуслуг.

При этом рост числа заявок и их сложность, особенно в изобретениях, не ухудшили качество нашей экспертизы – мы признанные во всем мире лидеры в этом вопросе.

Влияют и меры поддержки. Например, в Москве экспериментально запущен механизм кредитования под залог интеллектуальной собственности. Под 3,5% годовых – разницу между рыночной ставкой и льготной субсидирует правительство Москвы – можно получить заемные средства до 50 млн руб.

Уже подано 266 заявок на общую сумму 8,2 млрд руб. С октября 2023 г. заключено семь сделок на 156 млн руб. Мы надеемся, что присоединятся и другие регионы.

– Какие сложности вы видите с оценкой таких результатов интеллектуальной деятельности в качестве залога?

– К сожалению, пока для многих отечественных предприятий права на интеллектуальную собственность все еще не являются ценностью и не воспринимаются ими как полноценные активы. Оптимизируя налогооблагаемую базу, компании не отражают их в своем бухучете по реальной стоимости. Плюс профессиональным оценщикам сложно получать объективную и оперативную информацию о доходах, которые генерируют и будут генерировать права на интеллектуальную собственность, а открытые источники информации у нас пока отсутствуют. Должен быть понятный инструмент оценки, который бы гарантировал инвесторам, финансовым институтам, что стоимость интеллектуальных прав адекватна.

Кроме того, есть одна большая сложность: у нас в стране нет в общем доступе, даже платно, иностранных систем, которые давали бы средние ставки роялти (вознаграждение правообладателю в виде процента с доходов от использования произведения интеллектуальной собственности. – «Ведомости») в разных технологических областях. Такая система сейчас создается. Уверен, что она появится в ближайшие год-полтора, и многие проблемы с достоверностью результатов оценки и их прозрачностью снимутся, что позволит сильно упростить процесс кредитования.

– Такой сервис создает Роспатент или саморегулируемые организации (СРО)?

– Он создается государством по запросу бизнеса. Роспатент является своего рода функциональным заказчиком такой работы. Сейчас проходит стадия межведомственного согласования технической документации.

Стартовал пилотный проект в этой сфере с нашей подведомственной организацией – Федеральным агентством по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения. Это доверенный центр оценки и для Минздрава, и для силовых структур. В проекте совместно с СРО над методикой работают специалисты с большим опытом по оценке прав на различные результаты интеллектуальной деятельности.

«Неправильно копировать – нужно развивать свое»

– В начале прошлого года было большое количество попыток зарегистрировать бренды ушедших зарубежных компаний или бренды, схожие с ними до степени смешения. Такие заявки отклоняются, потому что еще не прошло как минимум трех лет после того, как они прекратили использоваться. Тут отчасти, конечно, компетенция суда по интеллектуальным правам, но будет ли Роспатент, допустим, с 1 января 2026 г. регистрировать заявки на «Макдональдс» и прочие ушедшие бренды, с учетом того, что этот бренд в России больше не присутствует и официально не используется?

– Ценность глобальной системы интеллектуальной собственности в том, что есть единые правила, которые гарантируют правовую охрану в стране получения либо патента, либо свидетельства на товарные знаки. Прекращение правовой охраны товарного знака, как правило, делает возможным регистрацию сходных обозначений, но нужно ли российским компаниям копировать чужие бренды? У нас действительно много сейчас и в софте компаний активно развивается, и в пищевой промышленности, и в ресторанном бизнесе. Неправильно копировать – нужно развивать свое.

К примеру, после официального ухода из России того же «Макдональдса» российским заявителем было подано на регистрацию товарного знака обозначение «Дядя Ваня» с характерной буквой «М», которая была повернута на 90 градусов а-ля буква «В». Пример показателен, поскольку заявитель сам оценил перспективы регистрации и достаточно быстро отозвал заявку. Мы видим обратные примеры, когда российские компании, которые ранее производили продукцию под иностранными брендами, подают на регистрацию обозначения, которые хоть стилистически и напоминают ушедшие иностранные бренды, но при этом обладают собственным неймингом и формируют уже ассоциацию именно с российской компанией. В качестве примера можно привести кофе Poetti, который выпускается заводом, ранее производившим кофе Paulig.

– Упала ли популярность англицизмов в названиях торговых марок?

– По нашей практике, компании стали меньше использовать англицизмы и обозначения, которые подаются на английском языке, но прежде всего это связано со снижением количества заявок от иностранцев. В остальном тренд остается без существенных изменений и в заявках – преобладают обозначения на русском языке.

– Есть ли новые тенденции в вопросах регистрации российским бизнесом товарных знаков и знаков обслуживания?

– Мы видим интерес бизнеса к новому объекту интеллектуальной собственности – географическим указаниям (ГУ). Ранее компании могли оформить только наименование места происхождения товаров (НМПТ). К процедуре регистрации ГУ предъявляются менее строгие требования, локализация производства может быть не такой глубокой, но это по-прежнему должен быть продукт, основанный на многолетних традициях конкретного региона, села, деревни.

Например, недавно появился новый региональный бренд «якутский нож». Это произведение искусства с прекрасной заточкой и качественной отделкой, с красивыми кожаными ножнами. Еще из интересных примеров – бренды «башкирская лошадь» и «астраханский верблюд». Животные конкретной полосы отличаются определенными характеристиками, и для сохранения племенной породы очень важно зарегистрировать ее как региональный бренд.

В 2023 г. было выдано 63 свидетельства о предоставлении исключительного права на использование НМПТ и ГУ, а на конец года общее количество зарегистрированных региональных брендов составило 333.

Россия в лице Роспатента в прошлом году присоединилась к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаний. Это позволяет одной заявкой зарегистрировать объект сразу в 70 странах мира. Первой российской компанией, которая подала заявку в прошлом году, стало ООО «Гжель – Художественные мастерские». На мой взгляд, у них очень хорошие перспективы. Также на подходе заявка от Ассоциации русской водки на национальный бренд «Русская водка».

Еще один важный тренд – это активность новых регионов в вопросе регистрации брендов. В прошлом году было подано порядка 300 заявок на товарные знаки, сейчас они находятся на рассмотрении.

«Компании начали работать с университетами»

– Как много заявок на выдачу патентов на изобретения было зафиксировано в прошлом году? В каких сферах сейчас наблюдается наибольшая активность?

– 2023-й – это год положительных трендов. Было подано почти 27 000 заявок на изобретения. 21 000 из них была подана российскими заявителями, их доля выросла в общем объеме заявок – с 70% в 2022 г. до 78% в 2023 г.

Существенную часть заявок мы получаем от предприятий малого и среднего бизнеса, в прошедшем году их количество увеличилось более чем на 3% – ощутимый рост для этого сектора. Если говорить о лидерах по регионам, то это: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Московская и Свердловская области. Первая тройка удерживает передовые позиции уже продолжительное время.

Наибольшая активность по изобретениям сейчас в тех критических направлениях, которые сегодня нашей стране нужно развивать: медицина и фармацевтика, биотехнологии. Я бы еще отметил автомобилестроение, которое дало почти 8%-ный рост. Серьезные цифры по патентованию разработок в пищевой промышленности. Выросло на 14% количество заявок от вузов и НИИ.

И, конечно, российский бизнес ищет возможности для устранения пробелов в производственных цепочках из-за невозможности приобрести зарубежные комплектующие. Поэтому компании начали работать с университетами, чтобы получить свои разработки и использовать в производстве.

– Как много иностранных компаний зарегистрировали свои товарные знаки (ТЗ) в прошлом году? Какие страны были лидерами?

– Количество заявок на ТЗ от иностранцев по понятным причинам снижается третий год подряд: в 2021 г. было 28 000 заявок, в 2023 г. – 20 000 (из них зарегистрировано 17 000). Сейчас это 14% от общего объема. Лидером стал Китай (в первую очередь в сегменте автомобилестроения), на него пришлось более четверти таких заявок. Устойчивый рост заявок из Белоруссии, Арабских Эмиратов, Казахстана и Кипра.

– Какова динамика по заявкам на регистрацию полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных?

– Если говорить о промышленных образцах, значительный рост есть в сегменте регистрации дизайна готовой продукции – на 30% по сравнению с 2022 г. Заявки в основном от российских компаний. Много регистрируют в сегментах транспорта, телекома, мебели, упаковочной продукции, одежды.

Что касается программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, то этот сегмент растет в среднем на 15–20% в год. Сработал так называемый IT-маневр – комплекс налоговых льгот для наших айтишников, что стимулировало к госрегистрации прав на свои компьютерные решения.

Количество заявок на регистрацию полезных моделей увеличилось на 14% и среди общего объема 90% – от российских заявителей. Такой рост мы наблюдаем впервые за несколько лет.

– Каким было общее количество заявок на регистрацию товарных знаков? Какой объем из них был зарегистрирован, какой отклонен? Изменилась ли динамика по сравнению с 2022 г.?

– Мы наблюдаем взрывной рост количества заявок на регистрацию [товарных знаков] по сравнению с 2022 г. Тренд фиксируется с 2020 г. В прошлом году российскими и иностранными заявителями было подано почти на 30% больше заявок по сравнению с прошлым годом (143 000). Рост проявляется в сегментах одежды и обуви, электроники, бытовой химии, парфюмерии, фармацевтики. В ресторанном бизнесе и строительстве количество заявок на регистрацию товарных знаков выросло на 11%.

При этом около 14 000 заявок в прошлом году не дожили до получения свидетельства – 10 000 отозвали сами заявители. Некоторые компании любят сначала подать заявку, «застолбить» приоритет и подождать какое-то время. Если бизнес не пошел или инвестор хочет другое название, то отзывают.

– Связан ли этот рост с тем, что c конца июня прошлого года заявки на регистрацию товарных знаков разрешено подавать и физическим лицам? Насколько они были активны в прошлом году?

– Важно уточнить, что, говоря о физических лицах, мы имеем в виду и самозанятых. Сейчас они уравнены в правах с юрлицами: платят одинаковую пошлину и имеют одни и те же гарантии и возможности для защиты своей продукции. Когда мы вместе с бизнесом, с рядом крупных маркетплейсов задумывали этот законопроект, понимали, что целевая аудитория – люди, которые ведут дома какую-то деятельность: вышивают, пекут торты и т. д. За полгода мы получили 9500 заявок, и цифра будет расти. Регистрация ТЗ позволяет наследовать права на объекты интеллектуальной собственности – возможность, которая была за рубежом, но не было в России.

– Вопрос про особенности регистраций каких-то не самых типичных товарных знаков, например цветов, запахов, 3D-изображений, звуковых товарных знаков. Например, всего зарегистрировано пять фирменных цветов. И тот же Wildberries пошел на второй заход с попыткой зарегистрировать фирменный фиолетовый. Какие основные особенности, какие наиболее частые препятствия к регистрации таких знаков и примеры из недавно зарегистрированных?

– Существуют определенные сложности с регистрацией таких «нетрадиционных» обозначений в качестве товарных знаков – требуется подтверждение высокой степени их различительной способности. Это значит, что, если потребитель смотрит на определенный цвет или слышит какой-либо звук, он однозначно ассоциирует его с конкретной компанией или товаром. К примеру, если показать зеленый цвет и сказать, что эта организация оказывает услуги в сфере банковской деятельности, подавляющее большинство в России однозначно ответит, что это цвет Сбербанка. И как раз-таки отсутствие подтверждения, что цветовое и звуковое обозначение обладают достаточной степенью узнаваемости или, как говорят специалисты, «различительной способности», это основная сложность и препятствие в регистрации таких обозначений. Но это довольно редкая история. В год поступает порядка 20 заявок на цветовые и звуковые обозначения.