«Нужно гарантировать инвесторам, что стоимость интеллектуальных прав адекватна»
Руководитель Роспатента Юрий Зубов об основных трендах в сфере патентования интеллектуальных правПосле массового ухода иностранных компаний из России и прекращения поставок зарубежного оборудования российскому бизнесу пришлось не только масштабироваться, одновременно перестраивая логистические маршруты, но и менять подход к созданию бренда и защите уникальных разработок.
В интервью «Ведомостям» глава Роспатента рассказал о проблемах и первых результатах эксперимента кредитования под залог интеллектуальной собственности, больших перспективах локальных брендов и о том, нужно ли гнаться за названиями ушедших из России марок.
– Наше ведомство – одно из самых быстрых в мире. Если сравнивать с ведомствами стран IP5 (Intellectual Property Offices, входят США, Южная Корея, Япония, ЕС и Китай. – «Ведомости»), то для них срок рассмотрения заявок в 4 месяца – это недостижимая цифра. Серьезно сокращаются сроки на подачу заявки и повышается удобство работы за счет перехода на портал госуслуг.
При этом рост числа заявок и их сложность, особенно в изобретениях, не ухудшили качество нашей экспертизы – мы признанные во всем мире лидеры в этом вопросе.
Влияют и меры поддержки. Например, в Москве экспериментально запущен механизм кредитования под залог интеллектуальной собственности. Под 3,5% годовых – разницу между рыночной ставкой и льготной субсидирует правительство Москвы – можно получить заемные средства до 50 млн руб.
Уже подано 266 заявок на общую сумму 8,2 млрд руб. С октября 2023 г. заключено семь сделок на 156 млн руб. Мы надеемся, что присоединятся и другие регионы.
– К сожалению, пока для многих отечественных предприятий права на интеллектуальную собственность все еще не являются ценностью и не воспринимаются ими как полноценные активы. Оптимизируя налогооблагаемую базу, компании не отражают их в своем бухучете по реальной стоимости. Плюс профессиональным оценщикам сложно получать объективную и оперативную информацию о доходах, которые генерируют и будут генерировать права на интеллектуальную собственность, а открытые источники информации у нас пока отсутствуют. Должен быть понятный инструмент оценки, который бы гарантировал инвесторам, финансовым институтам, что стоимость интеллектуальных прав адекватна.
Кроме того, есть одна большая сложность: у нас в стране нет в общем доступе, даже платно, иностранных систем, которые давали бы средние ставки роялти (вознаграждение правообладателю в виде процента с доходов от использования произведения интеллектуальной собственности. – «Ведомости») в разных технологических областях. Такая система сейчас создается. Уверен, что она появится в ближайшие год-полтора, и многие проблемы с достоверностью результатов оценки и их прозрачностью снимутся, что позволит сильно упростить процесс кредитования.
– Он создается государством по запросу бизнеса. Роспатент является своего рода функциональным заказчиком такой работы. Сейчас проходит стадия межведомственного согласования технической документации.
Стартовал пилотный проект в этой сфере с нашей подведомственной организацией – Федеральным агентством по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения. Это доверенный центр оценки и для Минздрава, и для силовых структур. В проекте совместно с СРО над методикой работают специалисты с большим опытом по оценке прав на различные результаты интеллектуальной деятельности.
«Неправильно копировать – нужно развивать свое»
– Ценность глобальной системы интеллектуальной собственности в том, что есть единые правила, которые гарантируют правовую охрану в стране получения либо патента, либо свидетельства на товарные знаки. Прекращение правовой охраны товарного знака, как правило, делает возможным регистрацию сходных обозначений, но нужно ли российским компаниям копировать чужие бренды? У нас действительно много сейчас и в софте компаний активно развивается, и в пищевой промышленности, и в ресторанном бизнесе. Неправильно копировать – нужно развивать свое.
К примеру, после официального ухода из России того же «Макдональдса» российским заявителем было подано на регистрацию товарного знака обозначение «Дядя Ваня» с характерной буквой «М», которая была повернута на 90 градусов а-ля буква «В». Пример показателен, поскольку заявитель сам оценил перспективы регистрации и достаточно быстро отозвал заявку. Мы видим обратные примеры, когда российские компании, которые ранее производили продукцию под иностранными брендами, подают на регистрацию обозначения, которые хоть стилистически и напоминают ушедшие иностранные бренды, но при этом обладают собственным неймингом и формируют уже ассоциацию именно с российской компанией. В качестве примера можно привести кофе Poetti, который выпускается заводом, ранее производившим кофе Paulig.
– По нашей практике, компании стали меньше использовать англицизмы и обозначения, которые подаются на английском языке, но прежде всего это связано со снижением количества заявок от иностранцев. В остальном тренд остается без существенных изменений и в заявках – преобладают обозначения на русском языке.
– Мы видим интерес бизнеса к новому объекту интеллектуальной собственности – географическим указаниям (ГУ). Ранее компании могли оформить только наименование места происхождения товаров (НМПТ). К процедуре регистрации ГУ предъявляются менее строгие требования, локализация производства может быть не такой глубокой, но это по-прежнему должен быть продукт, основанный на многолетних традициях конкретного региона, села, деревни.
Например, недавно появился новый региональный бренд «якутский нож». Это произведение искусства с прекрасной заточкой и качественной отделкой, с красивыми кожаными ножнами. Еще из интересных примеров – бренды «башкирская лошадь» и «астраханский верблюд». Животные конкретной полосы отличаются определенными характеристиками, и для сохранения племенной породы очень важно зарегистрировать ее как региональный бренд.
В 2023 г. было выдано 63 свидетельства о предоставлении исключительного права на использование НМПТ и ГУ, а на конец года общее количество зарегистрированных региональных брендов составило 333.
Россия в лице Роспатента в прошлом году присоединилась к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаний. Это позволяет одной заявкой зарегистрировать объект сразу в 70 странах мира. Первой российской компанией, которая подала заявку в прошлом году, стало ООО «Гжель – Художественные мастерские». На мой взгляд, у них очень хорошие перспективы. Также на подходе заявка от Ассоциации русской водки на национальный бренд «Русская водка».
Еще один важный тренд – это активность новых регионов в вопросе регистрации брендов. В прошлом году было подано порядка 300 заявок на товарные знаки, сейчас они находятся на рассмотрении.
«Компании начали работать с университетами»
– 2023-й – это год положительных трендов. Было подано почти 27 000 заявок на изобретения. 21 000 из них была подана российскими заявителями, их доля выросла в общем объеме заявок – с 70% в 2022 г. до 78% в 2023 г.
Существенную часть заявок мы получаем от предприятий малого и среднего бизнеса, в прошедшем году их количество увеличилось более чем на 3% – ощутимый рост для этого сектора. Если говорить о лидерах по регионам, то это: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Московская и Свердловская области. Первая тройка удерживает передовые позиции уже продолжительное время.
Наибольшая активность по изобретениям сейчас в тех критических направлениях, которые сегодня нашей стране нужно развивать: медицина и фармацевтика, биотехнологии. Я бы еще отметил автомобилестроение, которое дало почти 8%-ный рост. Серьезные цифры по патентованию разработок в пищевой промышленности. Выросло на 14% количество заявок от вузов и НИИ.
И, конечно, российский бизнес ищет возможности для устранения пробелов в производственных цепочках из-за невозможности приобрести зарубежные комплектующие. Поэтому компании начали работать с университетами, чтобы получить свои разработки и использовать в производстве.
– Количество заявок на ТЗ от иностранцев по понятным причинам снижается третий год подряд: в 2021 г. было 28 000 заявок, в 2023 г. – 20 000 (из них зарегистрировано 17 000). Сейчас это 14% от общего объема. Лидером стал Китай (в первую очередь в сегменте автомобилестроения), на него пришлось более четверти таких заявок. Устойчивый рост заявок из Белоруссии, Арабских Эмиратов, Казахстана и Кипра.
– Если говорить о промышленных образцах, значительный рост есть в сегменте регистрации дизайна готовой продукции – на 30% по сравнению с 2022 г. Заявки в основном от российских компаний. Много регистрируют в сегментах транспорта, телекома, мебели, упаковочной продукции, одежды.
Что касается программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, то этот сегмент растет в среднем на 15–20% в год. Сработал так называемый IT-маневр – комплекс налоговых льгот для наших айтишников, что стимулировало к госрегистрации прав на свои компьютерные решения.
Количество заявок на регистрацию полезных моделей увеличилось на 14% и среди общего объема 90% – от российских заявителей. Такой рост мы наблюдаем впервые за несколько лет.
– Мы наблюдаем взрывной рост количества заявок на регистрацию [товарных знаков] по сравнению с 2022 г. Тренд фиксируется с 2020 г. В прошлом году российскими и иностранными заявителями было подано почти на 30% больше заявок по сравнению с прошлым годом (143 000). Рост проявляется в сегментах одежды и обуви, электроники, бытовой химии, парфюмерии, фармацевтики. В ресторанном бизнесе и строительстве количество заявок на регистрацию товарных знаков выросло на 11%.
При этом около 14 000 заявок в прошлом году не дожили до получения свидетельства – 10 000 отозвали сами заявители. Некоторые компании любят сначала подать заявку, «застолбить» приоритет и подождать какое-то время. Если бизнес не пошел или инвестор хочет другое название, то отзывают.
– Важно уточнить, что, говоря о физических лицах, мы имеем в виду и самозанятых. Сейчас они уравнены в правах с юрлицами: платят одинаковую пошлину и имеют одни и те же гарантии и возможности для защиты своей продукции. Когда мы вместе с бизнесом, с рядом крупных маркетплейсов задумывали этот законопроект, понимали, что целевая аудитория – люди, которые ведут дома какую-то деятельность: вышивают, пекут торты и т. д. За полгода мы получили 9500 заявок, и цифра будет расти. Регистрация ТЗ позволяет наследовать права на объекты интеллектуальной собственности – возможность, которая была за рубежом, но не было в России.
– Существуют определенные сложности с регистрацией таких «нетрадиционных» обозначений в качестве товарных знаков – требуется подтверждение высокой степени их различительной способности. Это значит, что, если потребитель смотрит на определенный цвет или слышит какой-либо звук, он однозначно ассоциирует его с конкретной компанией или товаром. К примеру, если показать зеленый цвет и сказать, что эта организация оказывает услуги в сфере банковской деятельности, подавляющее большинство в России однозначно ответит, что это цвет Сбербанка. И как раз-таки отсутствие подтверждения, что цветовое и звуковое обозначение обладают достаточной степенью узнаваемости или, как говорят специалисты, «различительной способности», это основная сложность и препятствие в регистрации таких обозначений. Но это довольно редкая история. В год поступает порядка 20 заявок на цветовые и звуковые обозначения.