Углеродное регулирование: новая философия или инструмент сдерживания?

Существуют разные мнения о первопричинах и факторах изменения климата. В силу ли хозяйственной деятельности человека или климатических циклов планеты риски, связанные с глобальным потеплением становятся все более существенными. Это как природные катаклизмы, так и техногенные аварии и катастрофы, ведущие к экологическим и экономическим потерям, а иногда и к человеческим жертвам. С целью управления климатическими изменениями и их последствиями в декабре 2015 г. принято Парижское соглашение по климату, суть которого – удержание прироста глобальной средней температуры к 2050 г. в пределах ниже 2 °С сверх доиндустриальных показателей и приложение усилий для ограничения роста температуры на уровне 1,5 °С. В соглашении на сегодняшний день участвуют 194 страны (включая Россию), принявшие на себя обязательства по сокращению парниковых выбросов.

Если рассматривать углеродное регулирование как новую философию, то под ним подразумевается желание сделать мир лучше, проявляя заботу о природе и людях – та цель, которая официально транслируется при обращении к теме устойчивого развития. Важна поддержка экологических инициатив по защите окружающей среды, таких как раздельный сбор мусора, ответственное потребление, озеленение территорий, экономия водных ресурсов, использование альтернативных источников энергии и топлива для транспорта и так далее. Однако хочу отметить, что достижение реального экологического эффекта от декарбонизации, который планируется получить в соответствии с Парижским соглашением, возможно лишь при соблюдении обязательств по сокращению выбросов большинством эмитентов на планете. А для этого зачастую приходится расставлять приоритеты или даже делать выбор в рамках отдельных регионов в условиях ограниченности ресурсов и возможностей использования зеленых технологий. Выбор между экономическим развитием (иногда просто сохранением существующего уровня) и заботой об экологии и благополучии всей планеты, результаты которой довольно гипотетические: они отложены по времени и равномерно распределены по миру в виде смягчения климата.

Надо сказать, что, на первый взгляд, следование принципам устойчивого развития, в том числе в части борьбы с изменением климата, – удовольствие, которое по карману далеко не всем. И как не вспомнить здесь пирамиду Маслоу, по аналогии с которой национальная экономическая система или компания, как и индивид, может задумываться о высших благих целях, только при удовлетворении первичных потребностей, таких как обеспечение безопасности, сбалансированности, стабильности и эффективности, обеспечение достойного уровня жизни и благосостояния населения. Авторами повестки устойчивого развития выступают субъекты с развитой экономикой – страны Западной Европы и США, которые, обладая низкоуглеродными технологиями и имеющие высокий уровень обеспеченности финансовыми ресурсами, изначально находятся в более выгодном положении для выполнения целей по декарбонизации. Считаю важным упомянуть еще об одном взгляде на углеродную повестку: как на инструмент сдерживания, суть которого в том, что соблюдение требований Парижского соглашения будет замедлять и усложнять рост промышленного производства развивающихся стран.

Россия входит в пятерку стран с наибольшим вкладом в глобальные антропогенные выбросы парниковых газов: на ее долю приходится около 4%. В 2019 г. наша страна присоединилась к Парижскому соглашению по климату. Затем был принят ряд законодательных инициатив, в частности, федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» в 2021 г. Следует отметить, что российские обязательства по достижению углеродной нейтральности весьма мягкие, что связано с мировым лидерством по показателю снижения ежегодных выбросов парниковых газов относительно уровня 1990 г. Россия должна обеспечить к 2030 г. сокращение выбросов до 70% относительно уровня 1990 г. с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития. Для сравнения: Китай к 2030 г. планирует сократить выбросы углекислого газа в атмосферу не менее чем на 65% по сравнению с показателем 2005 г., США – на 50-52%, Евросоюз – на 62%.

Для проведения эксперимента по выходу на углеродную нейтральность было принято решение о реализации пилотного проекта на острове Сахалин. Полуостров богат лесными массивами, их поглотительная способность около 11 млн т CO2 в год, вместе с тем, в результате антропогенной деятельности объем образования парниковых газов на полуострове по оценкам Института глобального климата и экологии им. Ю.А. Израэля (ИГКЭ) превышает объем поглощения в среднем на 1,3 млн. т. На основании отчетности планируется установить индивидуальные квоты для каждого эмитента, сроком на пять лет, пересмотр их не предполагается на протяжении всего проекта, то есть до 2028 г. Квоты начнут выделять в 2024 г., а первые штрафы за превышение появятся в 2025 г. Таким образом, на Сахалине зарождается рынок торговли квотами и углеродными единицами. Первая сделка уже совершена в 2022 г. Углеродной нейтральности региона планируется добиться за счет строительства дополнительных газораспределительных станций и полной газификации жилищно-коммунального хозяйства региона к концу 2025 г. (сейчас оснащение на уровне 57%), а также за счет повышения энергоэффективности объектов городской инфраструктуры, перевода транспорта на альтернативные источники энергии, совершенствования системы обращения с отходами, развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и квотирования выбросов предприятий. Опыт полуострова планируется распространить на остальные регионы России с 2028 г.

Напомню также, что с 1 июля 2023 г. российские компании, входящие в перечень регулируемых организаций, должны в обязательном порядке предоставлять отчетность об углеродных выбросах в реестр парниковых газов Минэнерго. К таким организациям относятся промышленные предприятия с эмиссией CO2 более 150 000 т в год, а также предприятия, осуществляющие свою деятельность в области добычи топливных ресурсов, черной и цветной металлургии, нефтехимии, транспортной отрасли и пр. С 2025 г. пороговое значение планируется снизить до 50 000 т CO2. Кроме того, с 1 июля 2023 г. в обязательном порядке отчетность формируют ряд компаний-участников пилотного проекта Сахалинской области, эмиссия парниковых газов которых превышает 50 000 т в год, с 2025 г. данный показатель будет снижен до 20 000 т.

Таким образом, я считаю, что в поиске баланса между задачами декорбонизациии в рамках взятых на себя международных обязательств и задачами собственного социально-экономического развития, России стоит ориентироваться на свои национальные приоритеты и возможности, вырабатывать собственные подходы и методы по борьбе с изменением климата и зеленым проектам в целом. Среди этих приоритетов – обеспечение технологического суверенитета, развитие транспортной инфраструктуры, рост производства в отраслях тяжелой промышленности (ОПК, машиностроение, деревообработка, целлюлозно-бумажный комплекс), легкой промышленности (производство одежды, обуви и других предметов массового потребления), а также обеспечение продовольственной безопасности (создание долговременных зернохранилищ, собственного племенного и семенного фонда). Очевидно, что интенсивное развитие данных отраслей экономики приведет к значительному росту выбросов парниковых газов. Для их минимизации России следует опираться на свои передовые технологии в атомной энергетике, расширять сеть ГЭС за счет водного потенциала рек, газифицировать производственную и жилищно-коммунальную сферы, заменяя такие источники выработки электроэнергии, как ископаемое топливо и древесина на стратегический ресурс – природный газ, а также реализовывать проекты по лесовосстановлению. Заинтересованность государства и частного бизнеса в решении этих проблем вселяет уверенность, что баланс между интересами экологии и промышленности будет найден, и углеродное регулирование не станет препятствием на пути к становлению суверенной российской экономики.