Новые европейские стандарты отчетности: Россия в игре

Европа всегда входила в число регионов-лидеров по внедрению обязательной нефинансовой отчетности. Так, еще до принятия директивы 2014/95/EU в 2014 г. (NFRD, директива по нефинансовой отчетности), обязавшей крупные компании из 28 стран ЕС включать в отчет руководства фиксированный набор нефинансовых данных, требования по обязательному раскрытию таких сведений действовали в 12 странах Европы.

Директива 2022/2464 (CSRD, директива по отчетности в области устойчивого развития), вступившая в силу 5 января 2023 г., существенно расширила как число компаний, обязанных публиковать сведения в области устойчивого развития, так и набор этих сведений. Она будет применяться на территории ЕС за отчетный год, начинающийся 1 января 2024 г., после перенесения в национальное законодательство стран-членов ЕС. В соответствии с новой директивой в июле этого года Европейская комиссия (ЕК) утвердила обязательные к применению новые стандарты отчетности об устойчивом развитии (European Sustainability Reporting Standards, ESRS). Это полноценная система стандартов, достаточно объемных (все стандарты занимают порядка 250 страниц мелким шрифтом), включая общие требования (ESRS 1) и общие раскрытия (ESRS 2) 10 тематических стандартов по экологическим, социальным и управленческим темам (ESRS E1-E5, S1-S4, G1). К концу июня 2024 г. ожидаются отраслевые стандарты, стандарты раскрытий для малых и средних предприятий, а также для неевропейских компаний с дочерними отделениями и представительствами в ЕС.

В пользу разработки полноценной новой системы стандартов, а не использования уже существующих, ЕК приводит такие аргументы: «свой путь» Европы, высокие политические амбиции по развитию устойчивого финансирования, и, соответственно, обеспечению его отчетной информацией для принятия решений. Также речь идет о важности реализации так называемого европейского Зеленого пакта (the European Green Deal) по достижению нулевого нетто-выброса парниковых газов и нулевого суммарного загрязнения окружающей среды в странах-членах ЕС к 2050 г., что требует развивать культуру устойчивого развития, в том числе за счет внедрения обязательной отчетности в этой области. Можно говорить об очевидном росте отчетной нагрузки на компании, что, однако, по замыслу разработчиков, должно компенсироваться очевидным для инвесторов и других заинтересованных сторон качеством и сопоставимостью отчетной информации.

Новые стандарты будут внедряться в четыре этапа, начиная с отчетности за 2024 г. вплоть до 2029 г. (за 2028 отчетный год), когда их охват станет максимальным и составит порядка 50 000 компаний. В их число войдут крупные компании и группы ЕС (критерием является число сотрудников более 250 и либо превышение валюты баланса 20 млн евро, либо превышение чистого оборота 40 млн евро), другие компании из стран ЕС и других (кроме микропредприятий), ценные бумаги которых котируются на европейских регулируемых рынках. Начиная с отчетности за 2028 г. ESRS будут распространяться на неевропейские компании, имеющие крупные «дочки» или представительства на территории ЕС с чистым оборотом более 150 млн евро и 40 млн евро соответственно либо ценными бумагами на регулируемом европейском рынке. Еще раз подчеркну, что на данный момент стандарта раскрытий для неевропейских компаний с «дочками» и представительствами на территории ЕС не разработано, он ожидается к середине следующего года.

Рассмотрим ключевые новшества стандартов ESRS. Во-первых, это двойная существенность – существенность воздействий и финансовая. Суть подхода –анализ тем устойчивого развития c точки зрения связанных с ними воздействий компаний (существенность воздействий), как в версии стандартов GRI от 2021 г., а также влияния этих тем на финансовые показатели компании (финансовая существенность), что является аналогом процедуры оценки существенности в бухгалтерских стандартах и новых стандартах раскрытий в области устойчивого развития ISSB. Методологически такой подход не является новшеством, вспомним трактовку существенности в ранних версиях стандартов GRI. Предлагаемый ESRS подход по анализу существенности, по моему мнению, может привести к росту числа раскрываемых в публичной отчетности тем. Также, при неформальном следовании ему, подход может обогатить процедуры оценки рисков и возможностей, результаты могут и должны применяться за пределами подготовки отчетности, в стратегическом управлении.

Кроме этого, новые стандарты существенно расширяют границы отчетности до всей цепочки создания стоимости – как самой организации, так и ее поставщиков и потребителей. Большая часть сведений о цепочке создания стоимости – это описание политик, целей, процедур оценки рисков, мероприятий. Например, по условиям труда и соблюдению прав человека, использованию водных ресурсов, сохранению биоразнообразия. Показатели результативности в рамках цепочки создания стоимости – это, к примеру, объемы выбросов парниковых газов, случаи нарушения прав человека, смертельные случаи и производственные травмы. Стандарт ESRS 2 «Общие раскрытия» содержит минимальный набор требований по раскрытию информации о цепочке создания стоимости, которые должны быть соблюдены с первого года применения стандартов.

Еще одним нововведением ESRS также являются минимальные требования по раскрытию элементов отчетности – например, политик, оценки эффективности, результатов. Такие требования, очевидно, позволят увеличить полноту и сопоставимость отчетной информации разных компаний.

Интересен вопрос совместного применения ESRS и наиболее распространенных в Европе и мире стандартов нефинансовой отчетности GRI. В начале сентября 2023 г. было опубликовано совместное заявление разработчиков этих стандартов об их совместимости. Из него следует, что применение GRI не освобождает от использования новых стандартов и наоборот, что подтверждает уже озвученный тезис о росте отчетной нагрузки компаний. Наиболее полезным в заявлении является то, что в нем озвучены планы по подготовке аналитического документа, чек-листа, соотносящего требования новых стандартов и GRI. Уверена, что этот документ будет очень полезен практикам публичной отчетности для освоения новых стандартов.

Российский бизнес нововведения также могут затронуть. Несмотря на санкции, деловые связи и экономическое взаимодействие сохраняются. Об этом свидетельствуют, например, объемы экспортных и импортных операций. Так, согласно данным статистической службы ЕС Eurostat, в июне 2023 г. они превышали отметку в 3 млрд евро – и это не только сырьевые товары, но и промышленные, оборудование, химические вещества и т.д. Очевидно, что российские компании сохраняют присутствие в цепочках поставок европейского бизнеса. А это значит, что им нужно готовиться к запросам от европейских партнеров при выстраивании подходов к управлению цепочками поставок. Считаю, что новые стандарты могут стать дополнительным катализатором внедрения ответственных подходов к управлению в цепочках поставок европейских и связанных с ними российских компаний. Запросы о показателях результативности также возможны (например, об объемах выбросов парниковых газов, травматизме), и к ним нужно быть готовыми.

Таким образом, новые европейские стандарты отчетности в области устойчивого развития в среднесрочной перспективе могут коснутся российских компаний, если они имеют дочернюю компанию или представительство в ЕС, причем применимый стандарт раскрытий ожидается к середине 2024 г. Требования к таким раскрытиям важно изучать и понимать уже сейчас.