Экотуризму прописали рельсы

Привлечь путешественников в заповедники могут железные дороги и проверенные маршруты
Андрей Гордеев / Ведомости

Экологический туризм имеет перспективы там, где развито железнодорожное сообщение. Оно минимизирует негативное влияние на окружающую среду и позволяет объединить турпотоки: оптимально, когда путешественников привлекают поездки и к историческим, и к природным достопримечательностям. В России есть 10 регионов, где совпадают оба эти условия, выяснили эксперты бюро Atlas. 

Количество посетителей природных парков и заповедных территорий растет. Сейчас в России насчитывается 229 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения. По данным «Росзаповедцентра» Минприроды РФ, в 2022 г. их посетили почти 14 млн человек, что на 32% больше по сравнению с 2021 г. По экспертным оценкам, на долю экотуризма приходится до 10% турпотока страны. Всего, по данным Росстата, за 2022 г. внутренний туристический поток по России составил 153 912 388 поездок. 

В Минприроды ожидают активного роста экологического туризма: 1 сентября 2023 г. вступил в силу закон о развитии туризма на ООПТ. Как писали «Ведомости. Устойчивое развитие», в документе изложены правила создания туристской инфраструктуры и обеспечения транспортной доступности территорий ООПТ.

Аналитики консалтингового бюро Atlas решили оценить новые инструменты для развития внутреннего туризма. Россия занимает третье место в мире после США и Китая по протяженности железнодорожных путей, отметила основатель и генеральный директор Atlas Александра Сытникова. Исследователи проанализировали регионы РФ по числу ООПТ и объектов культурного наследия, существующему и планируемому туристическому потоку, а также количеству железнодорожных маршрутов. Они пришли к выводу, что наибольшим потенциалом развития экотуризма в России обладают 10 регионов: Тверская, Ярославская, Нижегородская, Архангельская, Кемеровская, Челябинская области, Пермский и Приморский край, Республики Башкортостан и Карелия.

Лидерами по количеству туристических железнодорожных маршрутов, согласно исследованию, стали республика Карелия (17 маршрутов) Архангельская область (5 маршрутов), Приморский край (5 маршрутов), Тверская и Ярославская области (по 4 маршрута). При этом на территории Ярославской области находится около 2 000 объектов культурного наследия, 27 из них охраняются ЮНЕСКО. Такая концентрация исторических достопримечательностей в связке с четырьмя действующими ж/д-маршрутами формируют ежегодный туристический поток на уровне 1,5 млн человек. ООПТ на территории области также очень много – 374. 

Перечисленные в рейтинге Atlas регионы отличаются уровнем развития ж/д-сообщения и имеют разное количество заповедных территорий. В Карелии 17 туристическими ж/д-маршрутами объединены 154 ООПТ, при этом недоступными для путешествующих на поезде остаются только места на севере республики или у Ладожского озера. А, например, в Башкортостане действует всего один туристический ж/д-маршрут. Но по существующему и потенциальному турпотоку, а также по количеству ООПТ он превосходит Карелию. Это пример того, как уникальное природное наследие способно привлечь туристов самыми разными путями, в том числе благодаря автотуризму, который также активно развивается: существует большое количество разработанных приложений и гидов, с системой кемпингов, отелей и всей сопутствующей инфраструктурой для отдыха путешественников вдоль туристических автомобильных маршрутов, отмечают в Atlas. Автотуризм, – это тоже «медленный» туризм наряду с железнодорожным, предполагающий изучение среды вокруг, знакомство с несколькими регионами, романтику путешествия по отдаленным уголкам, историческим поселениям, природным местам.

Согласно прогнозам, углеродный след от туристической индустрии будет расти, а основной источник загрязнения при туристических поездках – это транспорт, отмечают эксперты Atlas. Поэтому, во многих исследованиях развитие железнодорожного туризма предлагается как основной инструмент решения данной проблемы.

Эффективный способ привлекать экотуристов в новые места – создавать визит-центры на территориях вокзалов, расположенных вблизи заповедников, отмечают специалисты. Такая мера поможет стимулировать экономику прилегающих населенных пунктов и достигать целей по сохранению и развитию уникальных зеленых территорий. «Туристические ж/д-маршруты к природным местам – драйвер для развития регионов, которым необходимы инвестиционные проекты, современная инфраструктура, объединение государственных стейкхолдеров и частного бизнеса в сфере туризма», – уверена Сытникова.

В мире уже есть опыт создания комплексных кейсов про объединение железнодорожных маршрутов и культурных достопримечательностей, отметила руководитель проектов Atlas Дарья Коваленко. «Например, английская Great Scenic Railways Devon & Cornwall – единая программа, ежегодно привлекающая 75 000 туристов к путешествиям на поездах через живописные долины, побережья, пляжи и города», – рассказала эксперт.  Для любителей такого отдыха доступны цифровые сервисы с указанием станций, достопримечательностей и видов досуга в этих местах, описанием пеших маршрутов, списком пляжей, рейтингом кафе и ресторанов, гидом по местному искусству.

Реализация более экологичных моделей туризма становится актуальнее в связи со стремлением компаний снижать углеродный след. «Устойчивый железнодорожный туризм» (Sustainable Rail Tourism) связан с историческим, агро-культурным туризмом и экологическим в том числе. В этом смысле поезд более предпочтителен, чем самолет или автомобиль, так как выбрасывает меньше CO2 в атмосферу, отмечают в Atlas. Приверженцы тренда на «медленные путешествия» (slow travel), то есть глубокое погружение в местный колорит и минимальное воздействие на окружающую среду, получают больше впечатлений от красивых видов, пока добираются до места назначения. Объединение эко- и ж/д-туризма может стать самым безопасным и умным способом путешествовать, считают эксперты.