Открывая Арктику заново

Крупный бизнес запускает исследовательские проекты, направленные на развитие Северного морского пути
Пресс-служба ПАО «Роснефть»
Пресс-служба ПАО «Роснефть»

Из-за разрыва многих старых логистических цепочек идет активный поиск новых путей сообщения и перевозки грузов. Одна из самых перспективных транспортных артерий XXI в. – Северный морской путь (СМП).

В декабре 2023 г. президент России Владимир Путин заявил, что СМП уже стал эффективнее, чем Суэцкий канал. По итогам прошлого года объем грузопотока по СМП превысил 36 млн т, и в Министерстве развития Дальнего Востока и Арктики ожидают, что в 2024 г. он составит 72 млн т, а к 2030 г. приблизится к 200 млн т.

Однако достижение этих целей требует не только политической воли, финансовых вложений и компетентного менеджмента, но и всестороннего понимания специфики Арктического региона, полагает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов. Актуальные и точные данные о гидрологическом режиме, геологической структуре, метеоусловиях и особенностях природного мира Крайнего Севера приобретают не только научную, но и коммерческую ценность и становятся объектом вложений для крупных корпораций, уточняет эксперт.

Например, «Роснефть» сейчас проводит уже 50-ю научно-исследовательскую экспедицию в высоких широтах. Специалисты из Арктического научного центра нефтяной компании (АНЦ) и негосударственного института развития «Иннопрактика» привлекли к проекту ученых из Центра морских исследований МГУ. Как объясняет заместитель генерального директора АНЦ по технологическому развитию Константин Корнишин, на этот раз ученые отправились на север Красноярского края, чтобы определить ледовые и гидрометеорологические условия работы ключевого объекта проекта «Восток ойл». «Особенность именно этой экспедиции – ее высокая практическая значимость. Знания о том, как меняется ледовый канал и ровный лед, нужны для обеспечения безопасности судоходства», – сказал Корнишин.

Исследование ледяного покрова

В ходе полевых работ специалисты наблюдают за становлением ледяного покрова: процессами образования ровного льда и формирования гряд, торосов, стамух. Вся информация о форме, плотности и иных физико-механических характеристиках ледяных образований тщательно фиксируется для дальнейшего анализа и сопоставления с данными прошлых лет. «С 2013 г. компания «Роснефть» собрала крупнейшую в мире базу данных о свойствах льда и ледяных образований, – отмечает Корнишин. – На основе выполненной обработки сформулирован ряд гипотез, которые мы теперь можем подтвердить на практике и экстраполировать свои выводы на всю Арктику».

Исследования ведутся с применением специализированного оборудования: зондов, термокос, радиомаяков, акустических доплеровских профилографов. Кроме того, осуществляется спутниковый мониторинг, позволяющий отслеживать изменение ледовых условий. «Когда мы только начинали изучать лед, многие методики проведения ледоисследовательских работ были экспериментальными, сегодня у нас есть возможность выбрать лучшие инструменты», – говорит Корнишин.

В компании ожидают, что результаты этой работы лягут в основу планирования и организации системы безопасной и эффективной транспортировки грузов в акватории Енисейского залива, что, в свою очередь, имеет решающее значение для загрузки СМП.

Геологические изыскания

Исследования льда далеко не единственное направление научных изысканий нефтяной компании. За последние 12 лет ученые и специалисты «Роснефти» провели экспедиции во всей акватории российской Арктики – от Баренцева до Чукотского морей. Как подчеркивают в компании, реализуемая научно-исследовательская программа имеет комплексный характер и решает задачи во многих областях. Например, позволяет обоснованно ответить на вопросы, связанные с историей геологической структуры региона, изменением климата и сохранением уникального природного мира Крайнего Севера.

Компания, в частности, занимается сбором и анализом геологической информации, необходимой для определения возраста, состава и условий формирования арктического шельфа. С 2020 г. «Роснефть» реализует проект по малоглубинному стратиграфическому бурению в Карском, Чукотском, Восточно-Сибирском морях и море Лаптевых. Для каждой из акваторий такая операция осуществлялась впервые за всю историю изучения. Добытые со дна каменные породы – ценный источник данных о ранних этапах существования нашей планеты, отмечают в АНЦ. Камеральные исследования керна (образец породы), проводимые в лабораториях геологического факультета МГУ им. Ломоносова, дают возможность оценивать состояние подводных пород и уточнять геологическую карту региона.

Сохранение биоразнообразия

Еще одно важное направление, которым занимается «Роснефть», – изучение и защита ключевых видов – биоиндикаторов северных экосистем (дикого северного оленя и занесенных в Красную книгу белого медведя, атлантического моржа и белой чайки). Как поясняют в АНЦ, состояние популяций именно этих видов является надежным маркером природного баланса в Заполярье. Результаты многолетней работы используются при планировании природоохранных мероприятий, а также публикуются в научных журналах и экологических атласах.

350 часов

составила продолжительность авианаблюдений за арктическими животными в рамках научной программы «Роснефти»

В 2024 г. по соглашению с Минприроды в рамках национального проекта «Экология» компания запустила новую четырехлетнюю программу, направленную на сохранение биологического разнообразия в Арктике. При поддержке «Роснефти» ученые планируют оценить состояние популяции белого медведя в Карском море, изучить миграционные пути группировки дикого северного оленя на западе Таймыра и заняться исследованием ценных видов рыб бассейна устьевой части реки Енисей. «Суммарно мы уже провели 350 часов авианаблюдений для учета арктических животных, проанализировали в лабораториях свыше 1200 биологических образцов. Новая программа существенно пополнит наши представления об экосистемах северной Сибири и поможет определить, что нужно делать для поддержания их устойчивого состояния», – объясняют в АНЦ.

Оценка климатических изменений

Одновременно продолжается масштабный научный проект «Роснефти» в Белом море – на базе Беломорской биостанции (ББС) МГУ воспроизводят исследования 1922–1923 гг. основателя отечественной гидробиологии Константина Дерюгина. Как объясняет директор биостанции Александр Цетлин, при помощи современных инструментов ученые изучают состав беломорской фауны и сравнивают его с результатами наблюдений вековой давности. Цель исследования – понять, какие климатические и экологические изменения произошли в российской Арктике за этот период, и сделать прогнозы на будущее.

По словам Цетлина, первый полевой сезон прошел успешно. «Мы вышли на те же точки, где работал Дерюгин, и взяли все запланированные пробы. Собрали богатейший материал: животные очень разнообразные. Сейчас стоит задача разложить их по видам и передать для анализа узким специалистам», – сказал эксперт. Он отметил, что в работе задействованы десятки ученых – из Центра морских исследований МГУ, Зоологического института РАН, СПбГУ и других институтов. Параллельно ведется подготовка к новому полевому сезону 2024 г. Обобщив все эти данные, ученые смогут ответить на вопрос, как изменилась российская Арктика за 100 лет.

Забота об экологии

Подобные проекты нужны не только для долгосрочного планирования устойчивого развития Арктического региона, но и для решения более насущных задач, отмечают в АНЦ. Например, холодолюбивые бактерии, обнаруженные в ходе экспедиций «Роснефти», были использованы для создания уникального биопрепарата для очистки северных морей. Речь идет о психрофилах – природных микроорганизмах, устойчивых к низким температурам и использующих углеводороды в качестве источника питания.

Выделив самые перспективные штаммы, некоторые из которых способны поглотить свыше 60% углеводородов за 60 дней, и отработав промышленную технологию производства препарата, ученые приступили к натурным испытаниям опытно-промышленной партии на ББС МГУ. В «Роснефти» ожидают, что с открытием круглогодичной навигации и ростом грузопотока на СМП эта разработка будет востребована для экологически безопасной очистки акваторий крупных портов и береговых линий городов.

В компании планируют продолжать работы в Заполярье и помогать ученым искать ответы на их вопросы. «Арктика необъятна. Несмотря на то что наши экспедиции уже охватили все акватории, еще остаются белые пятна. Сейчас нужно повысить плотность их изучения», – сказал Корнишин.